Большинство депутатов Государственной Думы считают, что школьники перегружены. / Imgorthand / istockphoto.com
Мечта всех школьников, не желающих учиться, заключается в том, чтобы учителя не задавали домашних заданий вовсе. И теперь они получили поддержку от депутатов. Перед началом учебного года законодатели отметили, что школьники сталкиваются с большими нагрузками и предложили решить этот вопрос. В частности, они предложили рассмотреть возможность отмены домашних заданий.
«Большинство депутатов Государственной Думы считают, что школьники перегружены, в среднем они тратят на учебу 8-10 часов в день», — сообщил в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Он подчеркнул, что у детей теперь есть новые способы выполнения домашних заданий, такие как технологии ИИ и поиск готовых ответов в интернете. Это иногда приводит к тому, что процесс становится пустой тратой времени. Один из способов решения проблемы — отмена домашних заданий.
Эта тема вызвала активные обсуждения в комментариях канала и не только. Однако большинство людей выступили не за полную отмену домашних заданий, а за изменение подходов к ним. Законодатели пообещали разработать предложения по улучшению ситуации.
Нужны ли школьникам домашние задания? Aif.ru исследовал мнение экспертов.
Знания за спиной. Успеваемость школьника зависит от его осанки Подробнее
«Когда легко — ребенок не учится»
Преподаватель по русскому языку и литературе Оксана Ласковская:
— Что такое домашние задания? Это процесс, когда ты сам закрепляешь пройденный материал и получаешь настоящие навыки. Другого способа достичь этого нет. Все, что происходит в школе, происходит под контролем педагога — тебе объясняют, показывают. Наличие компетентного наставника создает иллюзию, что мы всё понимаем и умеем. Однако истинный уровень наших навыков проявляется только тогда, когда мы выполняем задания без чьей-либо помощи, без подсказок.
Говоря о перегрузке детей, стоит помнить, что школа — это их работа. Дети должны быть подвержены определенной нагрузке в процессе обучения. Если им слишком легко, они не учатся. Они развлекаются и проводят время. Мы растем, преодолевая трудности. Это в нашей природе. За последние несколько тысяч лет человек практически не изменился, и все методики в педагогике учитывают это. Тем не менее, говорить о необходимости трудиться и о том, что усердие ведет к успеху, сейчас не так популярно.
Если материал в школе подается увлекательно, а учебник написан интересно, это может стимулировать любознательность. Однако нельзя переходить в другую крайность, превращая обучение в сплошное развлечение и предлагая шутки вместо реального знания. Школа не должна становиться цирком.
Учить или не учить? Принесёт ли пользу сокращение объёма домашних заданий Подробнее
Родители выражают недовольство: в школе задают такие задания, что им приходится выполнять их вместе с детьми. Это уже становится проблемой родителей — они должны найти в себе силы оставить ребенка и заняться своими делами. Да, есть тревожные мамы и папы, и им трудно, когда ребенок ошибается или получает низкие оценки. Это надо пережить. Каждый человек становится самостоятельным, проходя свой путь.
Ребенку может понадобиться помощь, если он не усвоил материал. У него есть учебники, и он не должен бояться задавать вопросы учителю. Его обучение — это его зона ответственности, с которой он может справляться с самого 1 класса. Если взрослые будут постоянно контролировать, это не принесет ничего хорошего, ни в школе, ни в жизни.
«Утомляют не трудности, а отсутствие понимания „зачем“»
Директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко:
— Я уверена, что учителя никогда не поддержат отмену домашних заданий, так как без них невозможно качественное усвоение материала и развитие. Безусловно, домашние задания должны быть продуманными, желательно адресными и дифференцированными по сложности — кому-то нужно сложнее, кому-то проще, чтобы у ребенка был выбор. Конечно, учителя, которые злоупотребляют домашними заданиями, встречаются, и, к сожалению, будут встречаться. Но это не означает, что их следует полностью отменить. Мотивация ученика, включая самостоятельную работу, зависит от его интереса к предмету и от уважения учителя к ученику. Если учитель и стиль работы увлекательны, то и предмет, и задания не вызывают отторжения. Не трудности, а монотонность, отсутствие понимания «зачем» убивают интерес к учебе и утомляют.
Взять и отменить? Педагоги объяснили, можно ли учить детей без «домашки» Подробнее
Сейчас многие поднимают вопрос о перегрузке учебных планов. Но даже учитывая, что план действительно сложен, самостоятельная работа должна присутствовать. Это важнейшая часть обучения — поиск и анализ информации, творческий процесс, самостоятельная формулировка мыслей и идей. Именно такая самостоятельная работа, независимо от места её выполнения — дома или в школьной библиотеке, дает образовательный результат. Всё зависит от профессионализма учителя, который формулирует и проверяет задания.
Практически все дети проходят стадию, когда пытаются уклоняться от работы, выполняют домашние задания некачественно, списывают и проверяют границы допустимого. Важно это замечать и реагировать. Родителям следует постараться наладить дисциплину и помочь в самоорганизации. Договориться с ребенком: сейчас он делает уроки, а потом будет время для отдыха и развлечений. И не стоит поощрять выполнение домашних заданий мобильными телефонами или денежными вознаграждениями. Поддержите мотивацию положительными эмоциями и приятными совместными моментами. Да, это сложнее, но это лучшая оплата за усилия ребенка. Иногда родители начинают активно помогать и делают домашние задания вместе с детьми. Родительская поддержка и помощь допустимы. Однако стоит помнить, что дети быстро учатся манипулировать: я не могу, помоги, я так тебя люблю и т. д. Кроме того, родители могут не знать, как сейчас учат в школе. Одну и ту же задачу можно решать по-разному. Это особенно важно для начальной школы. У учителя есть свой подход, новые методики и логика объяснения. Поэтому, если родитель объясняет задачу своим способом, это может оказаться неэффективным. Самое лучшее, что может сделать родитель, — научить ребенка самостоятельности, выбору и пониманию, что каждое действие или бездействие имеет свои последствия.
Вредная шпаргалка? Так ли опасны сборники готовых домашних заданий Подробнее
«Самостоятельность важно поощрять»
Семейный и подростковый психотерапевт, доктор психологических наук Илья Слободчиков:
— Можно обсуждать объемы и качество домашних заданий. Но то, что их нужно задавать, начиная с 3 класса, (первые два класса можно обойтись без домашних заданий) и до 9-го — без сомнений. В 10-11 классах они тоже не нужны, там должен быть совершенно другой принцип преподавания.
Зачем нужны домашние задания? Прежде всего, чтобы ребенок хотя бы часть заданий выполнял самостоятельно, повторяя материал, который ему предоставил педагог. Во-первых, самостоятельная работа позволяет ребенку обзавестись представлением о материале, даже если он не вникает в него. Во-вторых, мы все знаем, что не все учителя являются профессионалами и могут доступно объяснить материал. Следовательно, необходимость самостоятельного повторения также выполняет эту функцию.
Что касается ситуации, когда родители делают домашние задания с детьми чуть ли не до 10 класса, могу сказать одно: такая позиция может привести к негативным последствиям для самого родителя. Если родитель не понимает, что такое самостоятельность и как она формируется, полагает, что его ребенок не способен прикладывать усилия, он столкнется с последствиями, когда этот ребенок начнет взрослеть. Такую позицию можно охарактеризовать как инфантилизацию.
Мама, за парту! Как научить родителей помогать ребенку с домашним заданием Подробнее
При этом не стоит путать эту позицию с необходимостью объяснять ребенку определенные темы, даже в 5-м классе. Важно вести содержательные диалоги с ребенком как по учебным темам, так и вне их. Именно родители, а не учителя, должны учить детей думать, разбираться в сложных вопросах, формировать собственное мнение и не бояться его высказывать, чего иногда боятся педагоги.
Что касается перегрузки детей, то она не связана с объемом домашних заданий. Она вызвана перенасыщением информационного пространства, зачастую некачественной информацией. Более того, если ребенок много времени проводит в социальных сетях или играет в компьютерные игры, что заменяет ему нормальное общение, то отмена домашних заданий или их сокращение ничего не изменит.