Солистка грузинского эстрадного ансамбля «Рэро» Манана Менабде. 1969 г. / Фото: Соловьев / РИА Новости
На днях, после долгой и тяжелой болезни, в Берлине в кругу родных и близких скончалась 76-летняя артистка Манана Менабде, известная как советская, грузинская и немецкая певица.
Определение «артистка» явно не отражает всех граней её таланта. Манана была не только певицей и актрисой, но также поэтом, композитором, режиссёром, художником (живописцем, графиком и керамистом), фотографом (в 2013 году вышел альбом «Признания любви по-русски»), и музыкантом (играла на 12-струнной гитаре). Кроме того, она написала притчи на грузинском и русском языках и создала автобиографический роман. Как ей удавалось совмещать все эти роли в своей жизни?
«Я люблю Москву, она была моим домом»
С 1991 года Манана проживала в Берлине и в последнее время редко выступала в России. Поэтому тем, кто не знаком с советской культурой, стоит вспомнить о её выдающемся вкладе в искусство.
Она происходила из древнего грузинского рода и выросла в Тбилиси в семье знаменитых певиц — четырёх сестёр Ишхнели (Манана была внучкой одной из них), которые подарили слушателям как грузинский городской романс, так и известную песню «Сулико». В 16 лет Манана присоединилась к знаменитому ансамблю «РЭРО». После окончания школы она получила образование режиссёра в Тбилисском театральном институте имени Руставели, но этого ей показалось недостаточно.
Она отправилась в Москву, чтобы учиться в ГИТИСе, где получила диплом «режиссёра эстрады», с намерением вернуться на родину и создавать музыкальные программы для грузинского телевидения.
Но её творческий порыв не знал покоя. Она начала заниматься живописью, выставлялась как художник и график (позже к её увлечениям добавилась керамика). В Москву она вернулась как актриса «Театра импровизации СТД СССР», который возглавлял её основатель — актёр, режиссёр, мим и художник Олег Киселев (в начале 1990-х он эмигрировал в Канаду, приняв предложение одного из театров).
С 1967 по 1971 годы Манана гастролировала по СССР с Госоркестром Грузии «РЭРО» и выступала за границей. В 1972 году она начала сольную карьеру, исполняя грузинские народные песни, романсы, песни Вертинского и Окуджавы, а также свои собственные композиции и произведения сестёр Ишхнели. Гастроли по всему Союзу, работа на грузинском телевидении, съёмки в кино, создание музыки, фотоискусство — всё шло хорошо, пока не произошёл развал СССР. После этого в Грузии стало невозможно не только работать, но и жить. Манана решила временно уехать в Берлин, хотя и говорила: «Я люблю Москву, она была моим домом». В то время и в России было непросто.
Манана Менабде. «День длиннее ночи» (1983). Кадр из фильма
В Берлине понадобилось десять лет, чтобы создать себе имя
Она уехала на три месяца в гости, но осталась навсегда. Позже она делилась, что понадобилось десять лет, чтобы закрепиться в Берлине и войти в эмигрантскую среду. Начинать пришлось с выступлений на улице. Манана пела в кабаках и клубах, а затем её концерты стали проходить и на больших сценах.
Несмотря на это, Манана не считала себя эмигранткой. Она была уверена, что всегда сможет вернуться на родину, если захочет. Тем более что в Германии ей пришлось пережить немало испытаний. «Тем, кто уехал из России, нужно особое мужество, чтобы жить здесь… Духовность утеряна, всё очень рационально — и на телевидении, и на радио, и в разговорах… Всё даётся очень тяжело. Приходится адаптироваться».
Она работала санитаркой в больнице и зарабатывала на жизнь в керамической мастерской. Несмотря на наличие своих слушателей и зрителей — Манана проводила концерты и продавала свои художественные работы. Она мечтала вернуться в Россию.
Кстати, в Берлине Манана писала стихи о Грузии на русском языке:
Жизнь — жена моя,
Мать и мачеха,
Гавань тихая,
Сказка-сказочка.
Белым замело
Черноту дорог,
И не думал я,
Что так одинок.
Ветка-веточка —
Все качается.
И в конце концов —
Все кончается.
Однажды в интервью она призналась: «У меня две родины — Грузия и Россия. Я не могу их разделять. Иногда я даже больше скучаю по Москве. Так получилось, что именно в Москве я стала самостоятельным человеком. Поэтому меня, конечно, тянет в Россию».
Манана Менабде. «Синема» (1977). Кадр из фильма
«Если вы вдруг захотите сделать мне подарок…»
В 2007 году известный театральный режиссёр Пётр Фоменко пригласил Манану для участия в спектакле «Бесприданница». Роль была небольшая — одной из старух-цыганок. Но в постановке звучала и песня Мананы на стихи Мандельштама «Сегодня ночью не солгу…»
Пётр Наумович давно покинул этот мир. Теперь нет и Мананы. А спектакль, номинированный на «Золотую маску», до сих пор идёт на сцене «Мастерской Петра Фоменко». В нём звучит песня в исполнении грузинской певицы Мананы Менабде, а нелепого Карандышева по-прежнему играет Евгений Цыганов.
Несмотря на значительную разницу в возрасте и другие обстоятельства, между актёром и певицей завязалась дружба. Что связывало их, кроме совместной работы, неизвестно. Возможно, Евгений расскажет об этом позже, но 15 марта этого года он опубликовал в соцсети пост с фото, на котором они были запечатлены вместе.
«Сегодня у меня день рождения, и если вы вдруг захотите сделать мне подарок, то вот появилась необходимость срочно собрать сумму на операцию для прекрасного человека, музыканта, режиссёра и актрисы Мананы Менабде… Сейчас нужно собрать более 2,5 миллионов менее чем за неделю».
Миссия казалась невыполнимой. Но вскоре поклонники актёра собрали необходимую сумму. Однако спасти Манану ни врачи, ни 2,5 миллиона рублей не смогли…