Rawpixel.com / ru.freepik.com
В 2014 году Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия основали Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Главная цель — создание единого рынка для товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В настоящее время эта организация находится на этапе цифровой интеграции.
Все в цифру!
Анализ этого процесса стал темой исследования сотрудников Президентской академии Александра Ефремова, Владимира Южакова и В… Носовой «Правовые меры по стимулированию внедрения современных технологических решений в рамках ЕАЭС должны включать развитие экспорта российских ИТ».
Самый актуальный документ по данному вопросу — опубликованный 14 августа 2025 года список поручений Президента РФ по итогам очередного Петербургского международного экономического форума. Одно из поручений заключается в том, чтобы начать работу над модернизацией таможенной и тарифной политики, направленной на создание новых производственных цепочек и поддержку внедрения современных технологических решений в странах ЕАЭС.
«Для выполнения данного поручения экспорт ИТ-решений следует рассматривать не только как инструмент внешнеэкономической активности, но и как важный фактор развития международного технологического сотрудничества», — указано в исследовании.
Увеличение экспорта информационных технологий может содействовать созданию совместных цифровых платформ, экосистем и интегрированных производственных цепочек в рамках экономического союза.
Цифровой путь. Эксперты расскажут о развитии интернет-технологий и AI Подробнее
Технологический суверенитет
Включение вопросов поддержки ИТ-экспорта в «Цифровую повестку» ЕАЭС имеет стратегическое значение и позволит:
- унифицировать регулирование в областях кибербезопасности, защиты данных и налогообложения цифровых услуг;
- оптимизировать административные процессы;
- внедрить механизмы взаимного признания сертификатов и лицензий;
- создать правовые условия для совместных НИОКР и трансграничного обмена технологическими данными;
- обеспечить благоприятный правовой режим для привлечения иностранных инвестиций в экспортноориентированные ИТ-проекты;
- активно участвовать в формировании международных правовых норм в области цифровой экономики.
ГИС для Евразии
«В условиях глобальной цифровизации для экономического роста и повышения конкурентоспособности России, — утверждают авторы, — крайне важно не просто поддерживать или увеличивать текущие объемы ИТ-экспорта, но и создавать особые правовые условия, способствующие его развитию. Экспорт ИТ-услуг и продуктов становится стратегически важным для обеспечения технологического суверенитета и устойчивого прогресса страны».
Фактически, эта работа уже начата. Летом 2025 года председатель правительства России Михаил Мишустин утвердил запуск государственной информационной системы (ГИС) «Доверенная третья сторона» для цифровизации информационного обмена в ЕАЭС. ГИС призвана обеспечить верификацию электронных цифровых подписей при трансграничном документообороте между странами союза. Новая система также будет охватывать государственные закупки, налогообложение и торговлю между государствами.
Кроме того, правительство России утвердило постановление о государственной информационной системе «Интеграционный шлюз». Эта ГИС представляет собой канал передачи информации по запросу из России другим государствам ЕАЭС и в обратном направлении.
Финансовые вопросы. Россияне поддержали идею перехода на цифровой рубль Подробнее
«Цифра» онлайн
Как видно, страны-участницы ЕАЭС активно и в режиме реального времени работают над созданием единых цифровых экосистем. Их внедрение позволит компенсировать ограничения, введенные против России недружественными странами. Вдобавок, запуск новых ГИС непременно укрепит позиции российских разработчиков ПО на международной арене.
Для реализации этого необходимо решить несколько задач:
- установить в нормативных актах ЕАЭС единые правила сертификации и признания программного обеспечения и цифровых платформ;
- предусмотреть специальные налоговые и таможенные режимы для экспорта российских ИТ-услуг в страны ЕАЭС;
- заключить межгосударственные соглашения по защите интеллектуальной собственности и кибербезопасности;
- обеспечить государственное субсидирование участия российских ИТ-компаний в указанных процессах.
«Таким образом, — подводят итог авторы своей работы, — модернизация таможенно-тарифной политики ЕАЭС должна быть связана с созданием единого цифрового пространства, где экспорт российских ИТ и его развитие являются драйвером интеграции и одновременно способствуют развитию самой отрасли, опираясь на технологическое лидерство. Это соответствует стратегическим задачам РФ по укреплению технологического суверенитета и позволит использовать ЕАЭС как площадку для масштабирования передовых технологических решений на дружественные рынки».