Сюжет Наше старое кино В «Афоне» Ярославль стал актуальной декорацией для истории о пьющем и эгоистичном сантехнике. Коллаж АиФ
В 1975 году на советском рынке кино доминировали зарубежные фильмы. Лидирующие позиции заняла мексиканская мелодрама «Есения», которую посмотрело рекордное количество зрителей — 91,4 миллиона; ни один советский фильм не смог собрать такую аудиторию — лучший отечественный боевик «Пираты XX века» достиг лишь 87,6 миллиона. В пятерке лучших в 1975 году также фигурировал индийский фильм «Бобби» от Раджа Капура и западногерманская лента «Виннету – сын Инчу-Чуна». Однако на третье место, лишь немного отстав от «Бобби», поднялась трагикомедия Георгия Данелии с простым названием «Афоня».
Высоцкого не выбрали
Согласно воспоминаниям режиссера, этот фильм возник сам собой. На киностудии ему представили сценарий начинающего автора Александра Бородянского, который пришелся Данелии по душе, и они совместно доработали сюжет, немного изменив акценты. В итоге получилась история из жизни. Главный персонаж — пьянчуга и эгоист, которому судьба дает все, но он теряет все дары и друзей. С актерами тоже все сложилось. Евгений Леонов постоянно работал с Данелией, поэтому он прошел кастинг без проблем. На роль Кати выбрали — также фактически без кастинга — студентку театрального училища Евгению Симонову; ее пришлось на три дня «выкрасть» с другого проекта, но без скандалов.
Леонид Куравлев и Евгений Леонов. Фото: Кадр из фильма
На роль Афони претендовали трое актеров — Даниил Ольбрыхский из Польши, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Данелия выбрал Куравлева и впоследствии остался доволен своим выбором — мол, зрители прощали этому персонажу то, что не простили бы Афоне Ольбрыхского или Высоцкого.
«Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а прониклись к нему сочувствием», — писал режиссер в книге «Тостуемый пьет до дна».
Еще одной удачей стал Борислав Брондуков в роли Федула — компаньона Афони. И летом 1974 года съемочная группа отправилась в Ярославль.
Афанасий Борщов (Леонид Куравлев) и Федул (Борислав Брондуков) бегут за автобусом по площади Волкова. Фото: Кадр из фильма
По Ярославлю кругами
Этот город советские кинематографисты только начали осваивать — чаще всего их внимание привлекала Волжская набережная. Но в 1972 году именно в Ярославле снимали часть сцен картины «Большая перемена» — включая сцену спасения Нестора Петровича из воды. Сам Данелия до этого был только в области — он снимал фильм «Тридцать три» в Ростове. Однако в «Афоне» Ярославль стал настоящей декорацией к драме о пьющем и самовлюбленном сантехнике.
Например, в самом начале в кадр попадает Ильинская церковь на Советской площади — это исторический центр города, неподалеку от места, где сливаются реки Которосль и Волга. А в автобус Афоня-Куравлев садился на площади Волкова, рядом с известным ярославским театром драмы имени Волкова. Основная жизнь самого известного сантехника советского кино снималась в районе Брагино — там он жил (дом на улице Дзержинского) и работал в ЖЭКе. В картине также можно увидеть другие места, знакомые жителям Ярославля, — площадь Труда, Спасо-Преображенский монастырь, несколько церквей, универмаг «Ярославль» на улице Свободы — сейчас там торговый центр.
Катя Снегирева (Евгения Симонова). Вид на стены бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Кадр из фильма
Данелия вспоминал, что местные жители очень тепло встречали приезжих кинематографистов. Однажды ему понадобилось снять двор с высоты, и он поднялся на нужный этаж, где ему открыла женщина, которая спешила на работу. Но она не выгнала съемочную группу — просто оставила ключи, попросив положить их под коврик у дверей перед уходом, и искренне сожалела, что не смогла предложить чаю.
Основная жизнь самого известного сантехника советского кино снималась в районе Брагино. Кадр из фильма
Еще одна ярославская сцена вызвала много обсуждений во время показов «Афони» на различных международных кинофестивалях. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия описывал, как эта сцена была создана: по сюжету Афоня просыпается в комнате Кати, и режиссеру нужен был «вынос» — небольшой кусок нейтрального материала, после которого камера переключается на главных героев. «Выносом» стал вид из окна, за которым должна была проходить весёлая свадьба. Но платье невесты забыли в Москве, и Данелия, чтобы не терять время, снял лошадь, которая тянула телегу с бочкой. Многие критики посчитали эту лошадь глубокомысленным символом, о чем они не упустили возможности рассказать режиссеру.
Тот самый кадр с лошадью.
Борщовкой, родной деревней Афони, стало село Диево-Городище, расположенное в 20 км от Ярославля вниз по течению Волги. А на аэродром съемочная группа отправлялась еще дальше — в город Пошехонье, находящийся в 100 км от Ярославля на берегу Рыбинского водохранилища.
Борщовкой, родной деревней Афони, стало село Диево-Городище. Фото: Кадр из фильма
В «Афоне» не так много московских сцен. Некоторые эпизоды были сняты в Московском дворце пионеров на Воробьевых (тогда — Ленинских) горах. Данелия также упоминал, что танцы записывали ночью в неком «клубе имени Крупской» в Текстильщиках; такого заведения в этом районе нет, но москвоведы предполагают, что речь идет о дворце культуры «Прожектор» или дворце культуры «Москвич». Именно на этих танцах, кстати, выступали тогда подпольные рок-группы «Машина времени» и «Аракс». Еще одной московской локацией мог стать ресторан гостиницы «Дружба» на проспекте Вернадского.
Светин, Куравлев и кот Афоня
«Афоню» в 1975 году посмотрели 62,2 миллиона зрителей — фильм Данелии смог обойти «Не может быть!» Леонида Гайдая (шестое место, 46,9 миллиона) и «Любовь земную» Евгения Матвеева (пятое место, 50,9 миллиона). Леонид Куравлев относился к своей знаковой роли довольно противоречиво — он не одобрял своего персонажа и огорчался, что зрители больше всего запомнили его Афоню.
Михаил Светин в Фильме «Афоня».
На съемках обычно миролюбивый Данелия умудрился поссориться с актером Михаилом Светиным. Тот, как и Симонова, приехал всего на несколько дней, так как был занят в другом фильме, который снимался в Ленинграде. Однако одна из отснятых сцен не устроила режиссера, он попросил Светина остаться еще на день — и получил категорический отказ. В итоге свою роль Светин озвучивал не сам и больше не работал с Данелией; позже он говорил, что поступил неправильно, но исправить уже ничего было нельзя.«Мне кто-то позвонил». Как фильм о сантехнике стал самым кассовым в 1975-м Подробнее
Для Данелии «Афоня», похоже, стала одной из знаковых работ в его карьере — по крайней мере, во время написания мемуаров в нулевые у него жил кот по имени Афоня.