Основной причиной увеличения цен на перевозки является общая инфляция в экономике, которая повышает расходы на топливо, электроэнергию, материалы и зарплаты работников. / Михаил Воскресенский / РИА Новости
В оставшиеся месяцы этого года возможен рост цен на билеты в купе и СВ. Тем не менее, с окончанием праздничного сезона цены могут вернуться к обычным значениям, а само подорожание будет в значительной степени зависеть от уровня инфляции. Эту информацию aif.ru предоставила профессор, заведующая кафедрой отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Антонина Шаркова.
Согласно данным Росстата за июль, стоимость билетов в купе фирменных поездов возросла на 27% за год, в купе обычных поездов — на 23,8%. Цена на фирменный плацкарт увеличилась на 20,7%, а на обычный — на 9,8%.
«Основной причиной роста цен на перевозки является общая инфляция в экономике, которая увеличивает расходы на топливо, электроэнергию, материалы и зарплаты работников, — отмечает эксперт. — По сведениям Минэкономразвития, к 18 августа годовая инфляция составила 8,46%, и рост расходов в первую очередь отражается на тех категориях билетов, где покупатель готов платить больше. То есть на фирменные поезда и купе, где тарифы больше зависят от спроса и себестоимости дополнительных услуг (например, качества белья, питания, более современного вагонного парка). А плацкартные вагоны традиционно рассматриваются как социально значимый вид транспорта, который должен оставаться доступным для широких слоев населения, поэтому правительство может ограничивать рост цен на этот вид услуг».Детям какого возраста предоставляется круглогодичная скидка на ж/д билеты? Подробнее
При этом, несмотря на то, что в купе билеты подорожали на 27%, а в плацкарте — на 9,8%, это не указывает на различия в требованиях к безопасности и инфраструктуре этих перевозок, подчеркивает Шаркова. Просто затраты на техническое обслуживание вагонов и путей учитываются в стоимости билетов по-разному.
«Это классический пример перекрестного субсидирования, когда доходы от коммерческих направлений частично покрывают затраты на социальные и регулируемые виды, — объясняет она. — В сфере железнодорожного транспорта разница в доходности компенсируется более высокими ценами на фирменные поезда и купе».
Более дорогие категории билетов, кстати, более чувствительны к текущим проблемам с авиаперелетами, замечает Шаркова. Отмены и задержки рейсов приводят к увеличению спроса на перевозки, особенно на дальние расстояния, поскольку пассажиры, готовые платить за комфорт, переходят с самолетов на более комфортабельные категории вагонов. Так что цены в первую очередь будут расти именно в этих сегментах.
«Перед новогодними праздниками интерес к железнодорожным перевозкам традиционно возрастает, и в этом году ограничения в аэропортах только усилят этот рост, — заключает она. — Тем не менее, темпы будут зависеть от уровня инфляции и мер государственного регулирования, а с окончанием сезона спрос немного уменьшится, и вместе с ним цены также вернутся к более привычным уровням».