Центры знаний и технологий: Как современные университеты адаптируются к новым вызовам

Одна из важных задач высшего образования — связать научные разработки и бизнес, привлечь ученых к решению задач экономики. Одна из ключевых задач высшего образования — это интеграция научных исследований и бизнеса, а также вовлечение ученых в решение экономических проблем. istockphoto.com

С началом нового учебного года 1200 российских университетов открыли свои двери для студентов. Общее число обучающихся составит 5 миллионов человек. 

Государство уделяет особое внимание подготовке квалифицированных специалистов, способных вывести Россию на технологический уровень — вузы оснащаются высокотехнологичными лабораториями, строятся современные кампусы, создаются научные центры. Значительное внимание уделяется университетам в приграничных и новых регионах. Все это стало возможным благодаря активной позиции и заинтересованности президента в развитии отечественного образования. 

В последние годы государству удалось изменить тенденцию, когда выпускники школ чаще выбирали юридические и экономические специальности. Теперь инженерные и естественно-научные направления становятся все более популярными. Согласно закону, во всех высших учебных заведениях всех регионов не менее 10% мест бронируется для участников СВО и их детей.Заслуженные места. Aif.ru пообщался со студентами, учащимися по квотам СВО Подробнее

Развивать таланты

С целью повышения качества и конкурентоспособности российского высшего образования осуществляется системная реформа. Завершение национального проекта «Наука и университеты» намечено на 2024 год. Однако с 2025 года большинство его инициатив продолжится в новом национальном проекте «Молодежь и дети», который был разработан по инициативе президента. Основная цель — предоставить молодежи возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала. Это будет поддерживаться строительством и модернизацией студенческих кампусов, организацией олимпиад и творческих конкурсов, развитием международного молодежного сотрудничества и внедрением лучших образовательных методик. В рамках нацпроекта реализуется несколько инициатив, среди которых можно выделить следующие: 

  • Программа «Приоритет-2030», которая стартовала в 2021 году. Ее цель — создать к 2030 году более ста ведущих университетов — центров науки и технологий. На август 2025 года 119 вузов уже получили гранты по этой программе, а еще 23 имеют статус «кандидатов». 
  • Формирование кадрового управленческого резерва в сфере науки, технологий и высшего образования.
  • Капитальный ремонт и оборудование студенческих общежитий.
  • Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал», Национальный открытый чемпионат по творческим компетенциям ArtMasters и другие проекты, направленные на выявление и поддержку молодых талантов.

Изучить и применить

Современные университеты — это не только лекции и семинары в аудиториях. Это также научные исследования, сотрудничество с передовыми компаниями и участие в проектах, а также развитие студенческих стартапов. Студенты уже заметили эти изменения. 

«Учеба для меня — это возможность заниматься наукой, — рассказал аспирант ЧувГУ им. И. Н. Ульянова Дмитрий Дмитренко. — Университет предоставляет не только знания, но и возможность сразу применять их на практике. Это стало возможным благодаря доступу к уникальной инфраструктуре — от современных лабораторий с реальным трактором для испытаний до проекционного оборудования и учебных стендов. Я сам разработал и собрал устройство для сборки и сортировки, которое теперь используется для обучения студентов младших курсов». 

Магистрант второго курса НГТУ им. Р. Е. Алексеева Максим Вуколов обращает внимание на благоустройство — появляются не только новые лаборатории, но и создаются более комфортные условия для учебы и отдыха. 

Университеты также оказывают поддержку студентам в реализации их проектов. «Все больше внимания уделяется проектной деятельности и стартапам студентов, которые могут быть реализованы с помощью доступных высококлассных лабораторий и научных центров. Эти возможности позволяют студентам развивать критическое мышление и приобретать практические навыки, необходимые для успешной карьеры в будущем», — отметила магистрант второго курса Московского политехнического университета Юлия Проскурина.Центр молодежного инновационного творчества FabLab Томского государственного университета (ТГУ).Пойти в ИТ. Студенты могут бесплатно учиться на цифровых кафедрах вузов Подробнее

По высшему стандарту

Ключевым направлением реформы образования является обновление материально-технической базы вузов. Перед началом этого учебного года планировалось капитально отремонтировать 573 объекта. Однако капитальный ремонт уже завершен более чем в 3 тыс. вузовских и научных объектов, включая 1 тыс. общежитий. Это улучшило условия проживания для 420 тыс. студентов. 

По инициативе президента создаются студенческие кампусы мирового уровня в регионах. Они уже работают в Нижнем Новгороде, Калининграде, Челябинске и Уфе. В настоящее время проектируются и строятся еще 17 кампусов от Сахалина до Калининграда. К 2030 году будет запущено 25 кампусов, а к 2036 году их количество достигнет 40.

«Проект станет катализатором не только для образования и науки, но и для всей городской жизни Перми, став центром нового микрорайона, — уверен губернатор Пермского края Сергей Махонин. — Концепция кампуса заключается в создании „города в городе“. Здесь уже строятся гостиницы для студентов и преподавателей, ФОК с бассейном и конгресс-центр. В центре кампуса будет „Площадь событий“, а здания свяжут единой транспортно-пешеходной системой. Такие масштабные проекты полностью соответствуют поручениям президента России о достижении технологического лидерства и поддерживаются федеральными проектами».Центры знаний и технологий: Как современные университеты адаптируются к новым вызовамМожно ли после окончания колледжа поступить в вуз без ЕГЭ? Подробнее

Разработки — в бизнес

Одной из основных задач высшего образования является интеграция научных разработок с бизнесом, а также вовлечение ученых в решение экономических проблем. Для этого активно привлекаются молодые исследователи, им организуются лаборатории, в том числе и в новых регионах. Благодаря нацпроекту «Наука и университеты» была обновлена приборная база более 300 вузов и научных организаций, закуплено свыше 30 тыс. единиц дорогостоящего оборудования. Это позволило увеличить финансирование научных исследований до 2 % ВВП и обеспечить взаимодействие высшего образования с реальным сектором экономики. 

«Раньше в первый рабочий день выпускники вузов часто слышали: „Забудьте все, чему вас учили“. Сейчас ситуация кардинально изменилась, — считает основатель рекрутинговой компании Talients инвестиционной группы „Талантвест“, предприниматель Дмитрий Бабкин. — Теперь образовательные программы на профильных кафедрах действительно учитывают потребности бизнеса и реалии отрасли. Бизнес это осознает и начинает адаптироваться к новым условиям: создается все больше лабораторий или кафедр, связанных с крупными компаниями, и активнее проводятся дни карьеры в вузах. Профильное высшее образование вновь становится ценным, так как это уже не просто „корочка“, а реальное подтверждение навыков молодого специалиста».Центры знаний и технологий: Как современные университеты адаптируются к новым вызовамЦены с потолка? Минобрнауки: необходимо ввести единый порядок платы в вузах Подробнее

Мечтают изменить мир

Старшеклассники, готовящиеся к поступлению в университеты, все чаще воспринимают их не только как места для получения дипломов, но и как возможности для развития и участия в различных проектах — от всероссийских конкурсов «Большая перемена», «Твой ход» и «Студмарафон» до добровольческих движений и форумов «Россия — страна возможностей». Например, 18-летний Денис Крылов из Магадана вдохновляется примером своего старшего брата, который обучается в Российском университете транспорта. «Я надеюсь заниматься наукой или проектами, которые будут приносить пользу и помогут изменить будущее нашей страны к лучшему», — делится школьник.

14-летняя Аделина Мавлявиева из Удмуртии мечтает поступить в сильный вуз, чтобы найти команду единомышленников и заниматься любимым делом. «Мне кажется, именно в таких местах — с современным оборудованием и преподавателями-практиками — рождаются идеи, способные изменить мир вокруг. Хочу быть частью этого!» — говорит школьница. 

У таких детей, несомненно, есть все шансы добиться успеха и изменить окружающий мир. Государство также готово их поддержать, создавая условия для качественного образования и научной деятельности.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы