Эффективное обучение — это система, где каждый выполняет свою функцию. istockphoto.com
Три часа занятий дома каждый день — привычная ситуация для многих учеников и их семей. Однако исследования показывают, что наибольших результатов в учебе достигают те, кто тратит на домашние задания не менее трёх, а иногда и четырёх часов в сутки.
В семье часто поднимается вопрос: стоит ли активно участвовать в выполнении домашней работы вместе с ребенком или лучше предоставить ему полную самостоятельность? Этот вопрос сложен: в первом случае существует риск формирования иждивенческих настроений, во втором — нужно быть готовым к возможному снижению успеваемости.
Какой выбор сделать?
Эмоциональная связь как основа мотивации
Мария Дуванская, доцент кафедры «Социология и политология» Пермского национального исследовательского политехнического университета, подчеркивает, что основная задача родителей заключается в использовании совместной работы над домашними заданиями как способа укрепления эмоциональной связи.
«Принимая на себя роль партнёра, а не стороннего наблюдателя или контролёра, взрослый создает атмосферу доверия. Это способствует снижению стресса и формирует позитивное восприятие образовательного процесса у ребенка, — говорит она. — Такой подход к сотрудничеству превращает родительскую помощь в взаимодействие, основанное на уважении к самостоятельности учащегося. У него развиваются внутренняя мотивация к учебе, навыки самоорганизации и осознанное отношение к своим достижениям».
Учение или развлечение? Нужно ли отменять домашние задания в школе Подробнее
Эксперт предупреждает, что чрезмерный контроль, когда родитель выступает в роли «надзирателя», лишает ребенка возможности принимать собственные решения, что может привести к полной утрате самостоятельности.
Скрытые функции домашнего задания
На самом деле домашнее задание — это не только закрепление изученного в классе материала. Как отмечает Эдуард Кощеев, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» и заведующий учебной лабораторией «Лаборатория проблем высшего образования» Пермского Политеха, оно выполняет множество скрытых социальных и воспитательных задач:
«Помимо своей основной цели, оно становится инструментом воспитания, местом для содержательной коммуникации между родителем и ребенком. Важно также, что это форма непрерывного обучения самих родителей, позволяющая им оставаться в курсе школьной программы».
По мнению Кощеева, в настоящее время нет альтернатив, способных полностью заменить все эти задачи. Родителям важно не отказываться от совместного выполнения домашних заданий, а максимально использовать эту практику для извлечения развивающего, коммуникативного и воспитательного потенциала.
Комфорт и мотивация. Психологи о влиянии дизайна школ на успеваемость Подробнее
Как найти индивидуальный подход?
Эффективность помощи родителей не может быть универсальной, она зависит от множества факторов. Первым из них является возраст ребенка. Это вполне логично: в начальной школе детям действительно нужна помощь и руководство, тогда как у подростков 12–13 лет такая потребность уменьшается. А с 9 класса, когда ученик начинает задумываться о будущей профессии, роль родителя вновь меняется — он становится наставником, помогающим выбрать колледж или вуз.
Есть еще один важный аспект.
«Современные ученики демонстрируют высокую степень самостоятельности, что требует пересмотра подходов. Представителям поколения Z подходит работа без строгих рамок и с гибким графиком. А для альфа-поколения требуется более строгий контроль, но важно найти баланс между свободой и надзором», — добавляет Мария Дуванская.
Также важен пол ребенка: девочки и мальчики по-разному воспринимают и усваивают информацию, а также находят мотивацию для учебы.
«К мальчикам часто оказывается эффективным подход, включающий соревновательный элемент, чёткие рамки и ориентацию на результат. В то время как для девочек более важны сотрудничество, эмоциональный контекст и процессуальный аспект деятельности», — объясняет эксперт.
На пятёрку с выгоранием. Как синдром отличницы портит жизнь даже взрослым Подробнее
Репетитор: необходимость или препятствие?
Современное образование делает акцент не на заучивании, а на развитии креативных навыков. Это меняет и роль репетитора: если раньше он был необходим для подготовки к экзаменам, то теперь его задача состоит в поддержке, а не замене основного учебного процесса.
Как поясняет Мария Дуванская, в начальной школе репетиторы обычно не нужны и даже могут навредить, мешая ребенку развивать самостоятельность. В этом возрасте основную роль играют родители, которые организуют процесс обучения. Репетиторы становятся актуальными в средних и старших классах, когда требуется более глубокое изучение предметов. При этом школьный преподаватель по-прежнему остаётся ключевым фигурами, отвечающим за образовательную программу.
Таким образом, эффективное обучение — это система, в которой каждый выполняет свою роль: родитель создает поддерживающую среду, учитель осуществляет обучение, а репетитор при необходимости помогает с трудными темами.