Трагедия вьетнамской катастрофы: причины гибели четверых лучших лётчиков «Русских витязей»

public domainВьетнамская катастрофа: почему погибли четверо лучших лётчиков «Русских витязей»

«Русские витязи» — российская группа по пилотажу, одна из самых известных в мире. Их уникальность заключается в том, что пилоты выполняют маневры высшего пилотажа не поодиночке, а в составе группы на боевых истребителях. Эти экипажи считаются одними из самых опытных в России, однако даже такие асы не защищены от чрезвычайных ситуаций в воздухе. С момента создания группы в авиакатастрофах погибло в общей сложности шесть человек. Самой страшной стала трагедия возле вьетнамского аэродрома в Камрани, когда «Витязи» потеряли четырех сослуживцев и три самолета.

Малазийский триумф

В 1995 году в Малайзии проходило ежегодное авиашоу LIMA (Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition) — крупнейший авиасалон, где демонстрируются техники и мастерство пилотов из множества стран. Фирменный «ромб» «Витязей» (когда пятёрка самолётов выстраивается в ромб и синхронно выполняет фигуры высшего пилотажа), выполненный не на спортивных, а на боевых машинах, традиционно произвел фурор. Днём летчики летали, а вечером наслаждались теплыми водами Индийского океана. Ничто не предвещало беды.

Путь домой включал возвращение на своих истребителях, вместе с ними возвращался военно-транспортный самолёт Ил-76. На маршруте были несколько пунктов дозаправки. Один из них находился на вьетнамской военной базе Камрань, которая в то время использовалась российскими Вооруженными силами.

Нелетная погода

Уже при подлете к аэродрому погода ухудшилась — появилась облачность и туман. На этом участке маршрута руководителем полета был подполковник Алексей Арбузов. На его базе отсутствовало навигационное оборудование, включая контрольно-посадочный радар. Ситуацию усложняло то, что связь с землёй была только у первого пилота Ил-76, генерал-майора Гребенникова, который передавал указания «витязям». Также стоит отметить, что Гребенников до этого в основном пилотировал Ту-160 и не был допущен к международным полетам на «семьдесят шестых». Однако в то время в стране и в Вооруженных силах царил хаос, и на это не обратили внимания.

В условиях отсутствия показаний приборов с базы, посадка должна была проводиться «на глаз», то есть при визуальном контакте пилотов с землёй, что при такой погоде невозможно. Тем не менее, с аэродрома было выдано разрешение на приземление. Дальше произошли странные события, которые и привели к катастрофе.

Роковые секунды

Как упоминалось ранее, Ил-76 под командованием Гребенникова был единственным, кто имел связь с землёй. Он оказался ведущим звена, справа и слева от него находились «Сушки» «Витязей» — 2 и 3 соответственно.

При подлете к аэродрому подполковник Арбузов приказал снизиться до высоты (в терминах авиаторов — эшелона) в 1500 метров и садиться с интервалом в километр. Однако, Гребенников потребовал, чтобы истребители заходили на посадку в том же порядке, как шли в звене.

Когда из тумана неожиданно появилась гора, времени для маневра у пилотов почти не осталось. Три истребителя — два одноместных и один двухместный врезались в гору. Их пилоты погибли мгновенно. Экипаж двухместной «Сушки» мог бы катапультироваться, но в таком случае неуправляемый самолёт врезался бы в Ил, на борту которого находилось около 60 человек, и пилоты решили пожертвовать собой.

Разбор полетов

После возвращения оставшихся самолётов на базу началось следствие и суд. Генерал-майор Владимир Гребенников стал обвиняемым и сначала признал свою вину, однако позже, осознав, что ему грозит длительный срок, начал отказываться от своих первоначальных показаний.

Согласно записям заседаний суда, Гребенников утверждал, что командовал только своим самолётом и не возглавлял звено. Разрешение на посадку было выдано с нарушениями, так как руководитель полета Арбузов не предупредил о том, что на базе отсутствует навигационное оборудование. Однако прослушивание записей с черного ящика вызвало сомнения у судей в его словах.

На записи слышно, как он игнорирует диспетчера с земли. Фактически заставляет истребителей идти так, чтобы у них оставалось минимум пространства для маневра. Игнорирует и их замечания о неподходящих условиях для посадки. Кроме того, с самописцев пропал фрагмент записи, в котором второй пилот и штурман — опытные авиаторы, знакомые с Ил-76, пытались объяснить ему риск маневра, но диалог закончился ссорой с его стороны.

Все эти факторы подтвердили вину генерала, и его приговорили к шести годам тюрьмы. Однако, благодаря наградам и высокому чину, он был немедленно освобождён в зале суда по амнистии.

Снова в небе

Так завершилась эта трагическая история. Погибших пилотов похоронили неподалёку от Кубинки, на их могиле установили мемориальную доску. Целый год после этого выжившие «Витязи» не поднимались в небо — пилоты не могли смириться с утратой товарищей и с тем, как легко виновник их гибели ушёл от наказания.

Помощь пришла из неожиданного источника — от коллег и соперников, британских пилотов из пилотажной группы Red Arrows. Они пригласили наших летчиков на свою авиабазу в Скэмптон и предоставили разрешение на тренировочные полеты. Участие коллег по профессии дало уверенность и помогло вновь «встать на крыло». Уже через год на авиашоу в Геленджике в небе снова появился «ромб» «Русских витязей»

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы