Политолог Никита Томилин. Фото: личный архив
Американскому капиталу требуются новые зоны нестабильности и новые сферы влияния. Поэтому, по мнению политолога, специалиста в области массовых коммуникаций и автора книги «Как управлять Украиной?» Никиты Томилина, большая война, очевидно, неизбежна.
Мир изменился
Роман Сергеев, aif.ru: С начала специальной военной операции на территории бывшей Украины прошло три с половиной года. Что удалось достигнуть за это время?
Никита Томилин: Прежде всего, СВО кардинально трансформирует международные отношения, установленные на Ялтинской и Потсдамской конференциях. За это время мир стал иным.
Мы находимся в авангарде создания многополярного мира. Внутри России наблюдается духовное перерождение общества, хотя, к сожалению, оно происходит медленно и пока скромно. Среди так называемой интеллигенции и политического класса всё ещё много «ждунов», которые стремятся переждать это время и втайне желают поражения России.
Есть и странности. Например, писатель Сорокин до сих пор не является иноагентом. Он неприкосновенный? Или классик? Не могу понять…
Ещё один важный итог: отпал вопрос о том, кого можно считать русским. Русский — это тот, кого сегодня воспринимают как русского. Идёт тяжёлая война. Мы добились многого, но заплатили за это высокую цену. Против нас сражаются солдаты и офицеры европейских спецподразделений, которые приходили на фронт целыми бригадами. Кто только не лег в украинский чернозём — колумбийские наёмники, польские националисты, белорусские коллаборационисты…
Военная поддержка Украины с начала спецоперации была оказана 54 странами. Общий объём помощи составил 203 миллиарда долларов. Это тысячи единиц ракетного, артиллерийского и бронетанкового вооружения, десятки тысяч беспилотников, сотни зенитно-ракетных комплексов. Такие данные представило Минобороны РФ.
Это помогает понять, почему мы так медленно продвигаемся. Сам украинский солдат стойкий. Один священник мне сказал, что сегодняшние украинцы — это те же русские, только без Бога в сердце. Но такие же упёртые, упрямые, с похожим характером. Только, к сожалению, потерявшие представления о человеческих ценностях.
— Какие значительные изменения во внешней политике США при Трампе стоит ожидать?
— В начале своего нового срока Трамп ожидаемо пригрозил нам новыми санкциями, если мы не завершим СВО. Он говорил — я делаю вам одолжение, предлагая сделку. Позже The Wall Street Journal сообщила, что Трамп поручил спецпосланнику по Украине, отставному генерал-лейтенанту Киту Келлогу, решить украинский конфликт за 100 дней. При этом сразу после вступления в должность он подписал указ о приостановке помощи другим государствам на 90 дней.
Интересно, что во время встречи с представителями СМИ в Белом доме Трамп отметил, что предпочитает тарифы санкциям как средство давления, потому что тарифы «поддерживают силу доллара». То есть он понимает, что санкции порождают недоверие к американской валюте по всему миру. Наконец-то дошло.
Позже Трамп связался с Путиным и объявил о возобновлении диалога между странами по широкому кругу вопросов. Затем были новые звонки. И новые угрозы. Потом — встреча на Аляске и новые «разочарования». Но весь мир увидел истинное лицо Трампа.
Что произошло в Катаре? Трамп выманил представителей ХАМАС для нового раунда переговоров, и по ним был нанесён смертельный удар. То же самое произошло в Иране — имитация переговоров, запудривание мозгов и убийство официальных лиц, а затем — циничное заявление о том, что «многие из тех парней уже мертвы». Такие переговоры в стиле гангстеров эпохи «сухого закона». Забивают «стрелку», клянутся, что придут без оружия, а потом всех убивают. На воровском языке — беспредел.
Поэтому СВО должна достичь поставленных в 2022 году целей. Никаких заморозок по линии разграничения быть не может, это игра с шулерами. Не стоит завышать ожидания и от изоляционистской риторики Трампа. Даже если он решится выйти из НАТО, теперь существует положение, запрещающее президенту покинуть блок одним решением — такая попытка требует одобрения двумя третями сенаторов. Этого невозможно добиться при любом составе Сената.
В начале своего срока Трамп выступал против предоставления Вашингтоном гарантий безопасности всем американским союзникам и партнёрам. Он эксплуатирует образ предприимчивого дельца у руля страны, хочет показаться экономным, хочет продемонстрировать, что может заключать выгодные сделки. Конечно, будет больше внимания уделяться противостоянию с Китаем. Это курс, который был обозначен ещё Обамой, но позже заморожен.
Перерастание конкуренции с Китаем в полноценную войну воспринимается американскими элитами как неизбежность. Китай перерабатывает до 90% мировых редкозёмов и уже ввёл ограничения по чувствительным позициям. Напомню, на данный момент США на 100% зависят от поставок 12 из 50 важнейших критических минералов и на 50% — от поставок 29-ти. 14 февраля Трамп ввёл против Китая импортные пошлины на общую сумму 600 миллиардов долларов, что оказалось больше, чем при любом другом президенте США.Союз медведя и дракона. Китайские СМИ: Путин трижды спас Пекин Подробнее
Только наша победа
— Мир готовится к большой войне. Она неизбежна?
— К сожалению, почти неизбежна. Американскому капиталу нужны новые зоны нестабильности, новые сферы влияния. Европа уже не нужна, и её тоже можно пустить в расход. Госсекретарь Марко Рубио прямо заявил, что США больше не могут субсидировать союзников по НАТО, которые не тратят «достаточно средств» на оборону. Они вроде согласились тратить, но этих денег у них нет.
— А что вы думаете об окончании конфликта на Украине — когда это может произойти?
— Это открытый вопрос. Трамп мог бы сохранять военную поддержку Украины столько, сколько потребуется для обогащения своих друзей из военного лобби. Его первый срок начался с попыток перезапустить отношения с Россией и закончился новыми санкциями, высылкой 60 российских дипломатов и поставкой Украине противотанковых комплексов «Джавелин». Именно Трамп запустил маховик войны 21 декабря 2017 года. До этого была надежда на разрядку.
Американцам нужна была эта война, чтобы ослабить Европу, чтобы «легитимно» уничтожить «Северные потоки». И одновременно попытаться перегрузить экономику России. Министр экономики США Бессент, банкир Сороса, сообщал, что США приватизируют часть госкорпораций Украины и будут сотрудничать в добыче ресурсов и атомной энергетике. То есть Трамп планировал (или до сих пор планирует) прямую оккупацию Украины, но не знает, как подступиться к этой затее. Инвесторы не хотят вкладываться. BlackRock тихо уходит из Украины. Но англичане не дают ей выскочить из петли.
Ответом на все эти планы может быть только наша победа. В этом контексте любопытно, что спецпредставитель Трампа Уиткофф сказал, что война была спровоцирована. Он заметил: «Тогда были всевозможные разговоры о вступлении Украины в НАТО, это стало угрозой для русских». И это интересный сигнал. В том числе в контексте голосования в ООН, где США и Израиль голосовали против осуждения России за СВО. Но я подчеркиваю, ситуация до конца не ясна. Трамп пытается выбрать такую конфигурацию, при которой его отступление с Украины будет выглядеть лучше, чем бегство Байдена из Афганистана в апреле 2021 года.
— Стоит ли воспринимать предложение о снятии санкций всерьёз?
— Нет. Американцы делают такие заявления в качестве приманки. Многие американские компании не уходили с нашего рынка, однако было введено много бессмысленных санкций, которые будут отменяться в силу своей неуместности и глупости. Компании с нашего рынка уходили по-разному. Некоторые в своих пресс-релизах писали политические вещи, некоторые молча.«Коллективное харакири». Трамп подставил Европу с антироссийскими санкциями Подробнее
Как изменилась война
— Вы часто бываете в зоне проведения СВО. Что, на ваш взгляд, принципиально изменилось в тактике ведения боевых действий?
— Сильно изменился характер ведения войны. В этой войне уже не получается массового применения боевой техники и живой силы, когда в прорыв, как в Великую Отечественную, одновременно шли танковыми бригадами, корпусами и армиями. Пехота батальонами и полками уже не поднимается в атаку. Главная причина этого — появление на поле боя высокоточного и бьющего по большим площадям оружия.
Например, один залп РСЗО «Ураган» или ТОС «Солнцепёк» может накрыть наступающий батальон. Сегодня мы наблюдаем слабые наступательные средства и сильные оборонительные. Преобладает позиционный характер боевых действий.
На самой ЛБС у противника людей немного. Вся оборона держится на средствах разведки малого воздуха и трёх контурах обороны: FPV, миномёты, артиллерия. Противник насыщен средствами наблюдения и огневого контроля.
Чтобы попасть на ЛБС, теперь требуются высокомобильные транспортные средства: мотоцикл, скутер, багги, квадроцикл. Неясно, чем можно заменить танки за три миллиона долларов, которые уничтожаются дронами за сто-двести тысяч рублей.
Но танки пока всё равно нужны — чем ещё «разбирать» здания, где засел и укрепился противник? В Курской области украинская армия продемонстрировала новую тактику — они просачивались, обходя опорные пункты, били по тылам, не подпуская близко наши вертолёты, затем разбивались на небольшие группы по 15-20 человек и атаковали в разных местах, отвлекая наши силы на различных участках.Бегут от призыва. Украинцы помогают армии РФ на передовой и ждут её победы Подробнее
Как правило, в составе одной мобильной ДРГ от трёх до шести бронеавтомобилей («Казак» или «Хамви»). Пока треть сковывает опорный пункт боем, другие обходят его, заходя в близлежащие населённые пункты и организуя засады. Пытаются прорываться на максимальную глубину. Из населённых пунктов после краткого досмотра ВСУ выходят.
Что тут можно противопоставить, кроме плотного минирования? Надо думать. Да, в Курской области мы наблюдали скорее самоубийственный и бесперспективный «погром», но они нанесли нам довольно крупный ущерб. Двести тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.
Будет расти значение дронов, которые сами будут принимать решение, по кому и когда стрелять. Чувств у них нет, платить зарплату и дополнительно мотивировать их не надо. Подводные и наземные дроны продемонстрировали свою высокую эффективность — эти технологии тоже будут совершенствоваться.
Одновременно растёт значение систем «окопного РЭБ». Выяснилось, что Украина обладает хорошими системами тактической радиоэлектронной разведки. Я говорю о «Пластуне». Его сила не только в высокоточном пеленгаторе. Она в массовости, насыщении этими комплексами противником всей линии боевого соприкосновения и ведении постоянной РЭР на глубину до 20 километров (в зависимости от рельефа) с возможностью перекрестного пеленгования наших излучающих объектов с высокой точностью.
Точности определения места наших объектов обычно недостаточно для ствольной артиллерии, но есть беспилотники для доразведки и точного целеуказания и контроля эффективности удара. Ещё мы пока не умеем с помощью систем РЭБ эффективно бороться с автономными беспилотниками дальнего действия. Такой аппарат на финальном этапе может использовать оптическую систему, которая автоматически или с помощью оператора позволяет точно направить БПЛА на объект атаки. У некоторых встроен 4G-модем, там стоит сим-карта, и на финальном этапе они летят, ориентируясь с помощью вышек сотовой связи.
Украинский дрон «Бобр» обладает сниженной радиолокационной заметностью и может выполнять полёт по маршруту на сверхнизких высотах. Сейчас ВСУ уже используют американский стандарт связи Silvius. На нём летает дрон RAM-2X, он поражает цели на дальности до 150 километров. Или дрон Shark-M. Максимальная длительность полёта аппарата составляет 7 часов, а радиус связи — 180 километров. Как с ними бороться? С помощью нашей «Ольги». Ну, и того же «Панциря» можно, но это дорого.
Если раньше танки, авиация, корабли и подводные лодки использовались только в одной природной среде, то беспилотники стали действенным оружием везде — на земле, в небесах, на море и под водой. А современные информационные технологии обеспечивают поразительные возможности получения разведданных и быстрого донесения их до командования, что не позволяет скрыть подготовку крупного наступления от противника. В реальных боевых условиях Запад, готовясь к войне с Россией, получает бесценные данные об эффективности того или иного оружия. Украинцам уже в этом эксперименте отводится роль подопытных мышей.
— Как вы оцениваете соглашение по природным ресурсам, которое Украина подписала под давлением Трампа?
— С точки зрения конституции Украины, оно незаконно. Это похоже на предоставление «крыши» в корпоративном конфликте. Дайте нам долю в вашем бизнесе, и тогда ваши враги будут наезжать не на вас, а на нас. То есть Трамп верит, что Россия не будет продвигаться дальше по земле, если эта земля со всеми её ресурсами будет на бумаге принадлежать ему.
Но геополитика — это всё-таки не корпоративные конфликты. Если воспринимать это соглашение буквально, не как блеф или рэкет, то Трамп проявил некомпетентность, когда предложил Зеленскому сделку по редкоземельным металлам. Их запасы на Украине сильно преувеличены. Почему за 30 лет независимости их никто не добывал? Не из-за запретов ведь или отсутствия доступа, а потому что это дорого, сложно и требует высокотехнологичных процессов. На Украине есть даже уран, но его чистота и дороговизна добычи делают его малопривлекательным. Днепропетровская мафия даже хотела покупать более дешевый уран в Казахстане, чтобы выдавать его за добытый в Желтых Водах и осваивать субсидии на добычу.«Это предательство». Шарий назвал сделку Украины и США госизменой Подробнее
Обложить весь мир пошлинами
— Что Трамп будет делать с Европой?
— Многие европейские элитарии, включая членов Еврокомиссии в Брюсселе, демонстративно не были приглашены в Вашингтон на инаугурацию. Затем новый щелчок по носу: Трамп не стал уведомлять европейцев о своём звонке Путину. Потом был скандал в Мюнхене: вице-президент США Вэнс обвинил Германию в атаках на свободу слова, не стал встречаться с Шольцем, а встретился с лидером партии АдГ. Он даже сказал, что отмена выборов в Румынии, удовлетворившая евробюрократов, шокировала его. Президент Германии в тот же день заявил, что Илон Маск желает уничтожить немецкую демократию. Мюнхенская конференция стала для европейцев холодным душем.
Если Трамп решится на торговые войны с Евросоюзом, то у европейцев откроется уже третий фронт противостояния — не только с Россией и Китаем, но ещё и с США. Китайские компании уже готовятся скупать задёшево банкротящиеся автомобильные заводы в Германии. Команда Трампа тем временем ведёт переговоры с евроскептиками и поможет им в войне с евробюрократией. России следует выстраивать отношения с отдельными странами Европы, играя на усталости европейцев от Брюсселя.
— В чём логика тезиса Трампа о том, чтобы обложить весь мир пошлинами?
— Дело в том, что в США проживает где-то 4% мирового населения при том, что доля мирового потребления, приходящегося на эту страну, составляет от 28% до 40%. Средний американец потребляет в 4 раза больше благ, чем «усреднённый житель планеты»: в 5 раз больше любого латиноамериканца, в 10 раз больше китайца и в 30 раз больше индуса. США постараются сделать всё от них зависящее, чтобы сохранить текущее положение дел, препятствуя остальному миру наращивать своё потребление.
Американцы не хотят отказываться от своих привычек, но наша планета слишком мала для того, чтобы все ели так же сытно, как они. Проведённое ЮНИСЕФ исследование показало, что, если бы весь мир равнялся на США в плане своих потребностей, то для их удовлетворения было бы необходимо наличие пяти планет Земля.
Если США десятилетиями имеют острый дефицит торгового баланса и бюджета, а товаров в данную страну ввозится гораздо больше, чем государство экспортирует вовне, значит, эта разница кем-то покрывается. Другими словами, в строго физическом смысле страны за границами США ежегодно беднеют на тот же эквивалент, на который богатеют американцы.
Кроме того, в США растёт разрыв между потреблением и производством —
Источник