yacobchuk / istockphoto.com
Утром августа 2005 года два истребителя F-16 ВВС Греции были подняты по тревоге. Задача сулила неприятности — требовалось проверить гражданский авиалайнер, который перестал выходить на связь.
Истребители в полет!
После террористических атак 11 сентября 2001 года в США каждый подозрительный случай возможного захвата самолета вызывал особую настороженность. А если и на этот раз кто-то планировал крупный теракт? При подтверждении такой возможности военным летчикам предстояло выполнить самый тяжелый приказ в своей карьере.
Однако, когда F-16 приблизились к авиалайнеру, оказавшемуся «Боингом 737-300» компании Helios Airways, они не увидели захватчиков. В кабине находился только второй пилот, который явно был в бессознательном состоянии.
Статья по теме Теракт 11 сентября 2001 года. Как это было Спустя несколько минут военные пилоты заметили мужчину в униформе стюарда, который сел в кресло командира. Он явно пытался взять управление на себя, но у него это не получалось.
Люди в масках
Пилоты F-16 попытались привлечь его внимание, и он жестом показал, что видит их. Однако силы его покидали, и вскоре он замер неподвижно.
«Боинг» начал неуправляемое снижение после того, как у него закончилось топливо, и врезался в склон горы в 40 километрах от Афин. Погибли 115 пассажиров и 6 членов экипажа.
Военные летчики, сообщая о ситуации, отметили, что через иллюминаторы были видны кислородные маски для пассажиров. А человек, пытавшийся взять управление «Боингом» на себя, находился в маске с небольшим переносным баллоном. Это указывало на то, что на борту, вероятно, произошла разгерметизация. Но почему экипаж сразу не подал сигнал бедствия и не предпринял попыток снизиться?
Быль о «Семи Симеонах». Слава и преступление семьи Овечкиных Подробнее
Странности с сигнализацией
Рейс 522 не должен был таить никаких сюрпризов. Перелет из кипрской Ларнаки в Афины, а затем в Прагу. Прекрасная летняя погода, никаких проблем, два опытных пилота — 59-летний немец Ханс-Юрген Мертен, летавший еще на советских самолетах во времена ГДР, и 51-летний грек Пампос Хараламбус.
Вылет из Ларнаки прошел без инцидентов, однако затем пилоты сообщили о срабатывании сигнализации, предупреждающей о взлетной конфигурации, что было странно, так как самолет уже набрал значительную высоту.
Инженеров на земле это встревожило. Командиру с земли был задан вопрос: «Можете ли вы подтвердить, что панель наддува установлена в положение AUTO?»
Статья по теме Человеческий фактор. В катастрофе «Боинга» в Индии обвинен пилот Дело в том, что экипажи неоднократно жаловались на холод в салоне, связывая это с нарушением герметичности. Накануне вылета из Ларнаки техники проводили ремонт с проверкой герметичности наддува. Чтобы провести эту проверку без использования двигателей, система наддува была установлена в положение «ручная». Однако инженер не перевел ее обратно в автоматический режим.
Время истекло
Ханс-Юрген Мертен не понял вопроса с земли. Как считают эксперты, его сознание уже было затуманено гипоксией. А затем связь с самолетом была потеряна окончательно.
Давление в салоне в такой ситуации снижалось вместе с набором высоты. Когда ситуация стала критической, пассажирские маски выпустились автоматически. Пассажиры и экипаж в салоне получили кислород. Но пилоты, пытавшиеся осознать, что происходит, не успели надеть маски и потеряли сознание.
В это время на земле тревога даже не поднималась. А запас кислорода для пассажиров рассчитан всего на 15 минут. По его исчерпании люди также теряли сознание.
Стюард, который смог прорваться в кабину и пытался спасти «Боинг», звали Андреас Продрому. 25-летний молодой человек имел британский диплом пилота, но летать на «Боингах» ему не приходилось. Кроме того, времени у него было крайне мало — его собственный запас кислорода подходил к концу.
Это не метеорит? Что разгерметизировало космические корабли на МКС Подробнее
Иски и суды
В конечном итоге, теряя сознание, Андреас старался отвести лайнер от людных мест.
Судебно-медицинская экспертиза показала, что люди на борту были живы до столкновения с землей.
Компания Helios Airways прекратила свое существование спустя несколько месяцев после катастрофы. Иски родственников погибших были решены в досудебном порядке.
Четыре высокопоставленных сотрудника Helios Airways после долгих разбирательств были осуждены за неосторожное убийство и получили 10 лет лишения свободы. Однако благодаря работе своих адвокатов двое так и не попали за решетку, а двум другим предоставили возможность избежать наказания, выплатив компенсацию.