Тайна главной христианской реликвии: почему это не отпечаток человека

ФОТО: Cicero Moraes/Archaeometry (2025). DOI: 10.1111/arcm.70030Раскрыта тайна главной христианской реликвии

Туринская плащаница — один из самых таинственных исторических (или, возможно, псевдоисторических) артефактов, вокруг которого на протяжении веков продолжаются споры. Этот кусок льняной ткани содержит слабый, но ясный отпечаток мужской фигуры. На изображении видны следы, напоминающие раны, полученные в результате распятия, что дало повод предположить, что плащаница могла служить погребальным саваном Иисуса Христа. Тем не менее, в настоящее время многие эксперты считают, что Туринская плащаница может быть мастерски выполненным произведением средневекового художника. Недавнее исследование добавило новый аргумент в поддержку этой версии. 

История споров

Туринская плащаница впервые упоминается в исторических записях в XIV веке. Уже тогда ее считали реликвией, связанной с Христом, однако скептики указывали на возможность фальсификации. В 1989 году радиоуглеродный анализ установил, что возраст ткани составляет от 1260 до 1390 годов, что соответствует Средневековью. 

Эти результаты поддерживали версию о том, что плащаница является искусной подделкой, созданной для религиозного поклонения или как реликвия. Однако позже ученые начали ставить под сомнение этот анализ, предполагая, что для исследования мог быть использован фрагмент ткани, добавленный во время реставрации. 

В 2022 году новый метод широкоуглового рентгеновского рассеивания предложил другую датировку: I век нашей эры. Это вновь возобновило дискуссии, так как такая датировка совпадала с предполагаемым временем жизни Иисуса. Тем не менее, вопрос о том, как было получено изображение на ткани, оставался неразрешенным. 

Загадка изображения

Одной из ключевых проблем, связанных с Туринской плащаницей, является отсутствие искажений на изображении. Когда плоская ткань оборачивает трехмерный объект, например, человеческое тело, изображение на ней неизбежно становится шире и деформируется. Этот эффект, известный как «маска Агамемнона», получил свое название в честь знаменитой золотой маски из Микен, пропорции которой выглядят нереалистично. Однако отпечаток на плащанице не содержит таких искажений, что ставит под сомнение гипотезу о его контактном происхождении. Как же тогда возник этот загадочный рисунок? 

Новое исследование

Ученые попытались найти ответ на этот вопрос, используя современные цифровые технологии. В журнале Archaeometry были опубликованы результаты исследования, в котором применялось трехмерное моделирование для анализа возможного происхождения изображения на плащанице. 

Исследователи создали две виртуальные модели: первая — это полноценное трехмерное изображение человеческого тела, вторая — неглубокий рельеф, или барельеф. Барельефы, представляющие собой скульптурные изображения, слегка выступающие над плоскостью, были распространены в искусстве Средневековья. 

Затем программа смоделировала процесс “оборачивания” виртуальной тканью обеих моделей, фиксируя точки соприкосновения и создавая цифровой отпечаток. Результаты оказались весьма показательными. При оборачивании трехмерной модели человеческого тела изображение на ткани оказалось искаженным: оно стало шире и потеряло пропорции. В то же время отпечаток, полученный с барельефа, оказался гораздо ближе к тому, что наблюдается на Туринской плащанице. 

Имитация или чудо

С одной стороны, открытие предоставило новый аргумент в поддержку гипотезы о том, что плащаница могла быть создана искусственно с использованием неглубокого рельефа, а не реального человеческого тела. Однако, каким образом было получено изображение, до сих пор остается неясным. Ведь изображение на ткани негативное, что указывает на использование некой протофотографической технологии, которая вряд ли могла быть известна мастерам Средневековья. В то же время контактное окрашивание или припудривание не смогли бы создать изображение с такой высокой детализацией. 

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы