Сто лет назад: как чудо 1925 года изменило судьбу жителей Аляски в Анкоридже

Сюжет Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске 15 августа 2025 года Гуннар Каасен и Балто, 1925 год. Гуннар Каасен и Балто, 1925 год. wikimapia.org

На побережье Берингова пролива в городе Ном — одном из ближайших к России населенных пунктов на Аляске — произошла ужасная эпидемия дифтерии. Дети умирали один за другим, и возникла угроза полного вымирания населения. Местные жители хорошо помнили эпидемию «испанки» — в 1918 году от гриппа погибла половина горожан.

Начало трагедии

Ситуация была катастрофической, и единственным спасением для людей могла стать противодифтерийная сыворотка. Однако, по злой иронии судьбы или по халатности, запасы ее оказались испорченными. Доктор Кёртис Уэлч, единственный врач в округе, попытался применить ее, но дети продолжали умирать.

В 1925-м в Анкоридже произошло чудо. Карта пути упряжек (маршрут 1925 года выделен зелёным)Карта пути упряжек (маршрут 1925 года выделен зелёным) Фото: wikimapia.org

Уэлч разослал радиотелеграмму во все крупные города Аляски и в Службу общественного здравоохранения США в Вашингтоне: «Эпидемия дифтерии здесь почти неизбежна. Срочно нуждаюсь в одном миллионе единиц антитоксина против дифтерии. Почта — единственный способ связи. Я уже обратился к комиссару здравоохранения Территорий с просьбой о предоставлении антитоксина. В округе — около трех тысяч белых и коренных жителей».

Сто лет назад: как чудо 1925 года изменило судьбу жителей Аляски в АнкориджеПравославная Америка. Как командор Резанов спасал Аляску от голода Подробнее

Чудо, произошедшее в Анкоридже

Экстренно помочь могла лишь авиация, но подходящих самолетов на Аляске в тот момент не оказалось. Кроме того, погода была ужасной — сильный холод с температурой до -46 °C, ветер достигал 40 км/ч. Такого не наблюдали уже около 20 лет.

Ближайший запас противодифтерийной сыворотки находился в Сиэтле на Западном побережье США, но ее доставка занимала много времени. Чудо произошло в Анкоридже: в городской больнице нашли 300 тысяч единиц противодифтерийного антитоксина. О нем все забыли и обнаружили случайно. Хотя требовался миллион единиц, и этого количества хватило, чтобы замедлить развитие эпидемии, и продержаться до доставки остальной сыворотки. В конечном итоге так и произошло.

Флаконы с антитоксином немедленно обернули одеялами, чтобы они не замерзли во время транспортировки, и поместили в специальные контейнеры, отправив в Ненану. Этот город находился в 1085 км от Нома и был ближайшим доступным населенным пунктом, откуда корреспонденция доставлялась собачьими упряжками.

Журналисты у военной базы США «Эльмендорф-Ричардсон» (JBER) в Анкоридже на Аляске.«В магазинах все сметают». Россиянка рассказала, что творится в Анкоридже Подробнее

Спасительная эстафета

Очень быстро была организована гонка на собачьих упряжках в Ном. Каюры передавали друг другу «эстафетную палочку» — контейнер с сывороткой, который весил чуть более девяти кг.

В 1925-м в Анкоридже произошло чудо. Леонард Сеппала и его собаки, крайний слева — Того, 1924—1925 годыЛеонард Сеппала и его собаки, крайний слева — Того, 1924—1925 годы. Фото: wikimapia.org

Первым стартовал Дикий Билл (Уильям Шэннон) с вожаком собак Блэки. Он преодолел тяжелый маршрут в 84 км, при ужасном ветре температура опускалась до -52 °C. Он получил серьезные обморожения, а три собаки погибли.

В гонке приняло участие 20 каюров, которые преодолели за 5,5 дней 1084 км. В этой рекордной гонке многие получили обморожения, несколько собак погибли.

Сто лет назад: как чудо 1925 года изменило судьбу жителей Аляски в АнкориджеВыжить и покорить. Путешествия на Аляску: выдуманные и реальные Подробнее

Русский след

Среди каюров был человек с русской фамилией — Генри Иванофф. Нам не удалось выяснить, имел ли он русские корни или был местным аборигеном, предки которого получили такую фамилию, когда Аляска еще принадлежала России. Но он сыграл ключевую роль в эстафете. Его встреча с известным каюром Леонардом Сеппала едва не сорвалась.

Собаки Иваноффа столкнулись с северным оленем, запутавшись в упряжи. В результате произошла задержка, но, по удивительному стечению обстоятельств, их пути с Сеппала пересеклись в снежной пустыне. Они чуть не разъехались, но Иванофф, заметив в метели другую упряжку, закричал: «Сыворотка! Сыворотка! Она у меня!»

Сто лет назад: как чудо 1925 года изменило судьбу жителей Аляски в Анкоридже5 наивных вопросов об Аляске Подробнее

Собачьи истории

Этап Сеппалы был одним из самых трудных и длительных, его упряжка во главе с сибирским хаски Того, считавшимся выдающейся собакой, преодолела 146 км. Остальные пробегали не более 85 км.

Но главные почести достались каюру Гуннару Каасену и его сибирскому хаски Балто. Эта команда была последней в эстафете, именно она вручила драгоценный груз жителям Нома. В благодарность в Центральном парке Нью-Йорка был установлен памятник псу Балто, а после его смерти его чучело выставили в музее Кливленда.

Бронзовая статуя Балто работы Фредерика Рота установлена в Центральном парке Манхэттена, Нью-Йорк, США.Бронзовая статуя Балто работы Фредерика Рота установлена в Центральном парке Манхэттена, Нью-Йорк, США. Кадр из фильма

Но и Того не остался без внимания. Собака получила золотую медаль от великого полярника Руаля Амундсена. Пес много сделал для передачи своих генов другим ездовым собакам. Его чучело по-прежнему хранится в Музее упряжных собак в Анкоридже. Леонард Сеппала говорил, что «у него не было лучшего пса, чем Того».

После гонки всех каюров и собак чествовали. Они получили множество наград, о них писали, делали радиопередачи, они путешествовали по стране, участвуя в различных шоу. Везде их встречали с теплотой.

Их рекорд до сих пор остается непревзойденным. В 1975 году американцы решили повторить эстафету ради спортивного интереса и 50-летнего юбилея. Но не получилось — гонка заняла на шесть дней больше. То есть, процесс занял в два с лишним раза больше времени. Люди мельчают… и собаки тоже.

Горы и море рыбы: посмотрите, как выглядят пейзажи Аляски

Вода и снежные горы — что может быть прекраснее. Вода и снежные горы — что может быть прекраснее. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Аляска может выглядеть по-южному. Аляска может выглядеть по-южному. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Лед тут можно увидеть даже летом. Лед тут можно увидеть даже летом. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Вид почти как в Сибири. Вид почти как в Сибири. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Здесь можно добыть много красной икры, но ее рыбаки выбрасывают. Здесь можно добыть много красной икры, но ее рыбаки выбрасывают. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Рыбу чистят прямо на берегу. Рыбу чистят прямо на берегу. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Рыбачить тут любят, как и в России. Рыбачить тут любят, как и в России. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Рыбалкой увлекаются и женщины. Рыбалкой увлекаются и женщины. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Такие виды здесь везде. Такие виды здесь везде. © Из личного архива / Ирина Болсуновская Такую картинку можно увидеть и в Сибири. Такую картинку можно увидеть и в Сибири. © Из личного архива / Ирина Болсуновская А такое где-то на Дальнем Востоке. А такое где-то на Дальнем Востоке. © Из личного архива / Ирина Болсуновская

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы