Битва за Петропавловск: как русские унизили англичан в Крымскую войну на Дальнем Востоке
Несмотря на утрату своих колоний в Северной Америке, Британия во второй половине XIX века продолжала оставаться мировым лидером. Власть Британской империи охватывала все континенты, и говорили, что над территориями британской короны никогда не заходит солнце. Величие этой державы было неоспоримо, однако на пути английских колоний иногда возникали непреодолимые препятствия. Одним из таких препятствий стал маленький русский город Петропавловск.
Мало кто мог противостоять могуществу Британской империи. В то время слава о военных достижениях английских солдат разносилась по всему миру. Неудивительно, что империя участвовала во множестве сражений. Например, во второй половине XIX века англичане установили мировой рекорд, одержав победу в войне всего за 38 минут. Это был британо-занзибарский конфликт.
Тем не менее, в английской истории того времени были не только победы, но и поражения. В ходе Крымской войны Россия вышла побежденной, но британская корона допустила множество ошибок. Например, атака легкой кавалерии под Балаклавой привела к катастрофическим последствиям, когда русские орудия быстро уничтожили английских солдат. Англичане также потерпели неудачу на Камчатке.
Британцам было крайне важно сохранять абсолютную монополию на всех морях и океанах. Поэтому власти Туманного Альбиона с большим вниманием следили за тем, как русские постепенно обживаются на Дальнем Востоке и создают там порты.
Задолго до начала Крымской войны, царские чиновники на Камчатке с тревогой заметили, что в порт регулярно заходят китобойные суда под флагами различных стран, однако властям города было ясно, что это английские шпионы.
Неожиданный союзник
Когда в 1853 году началась война, стало очевидно, что нападение на русский Дальний Восток неизбежно. И действительно – английские моряки, объединившись со своими французскими союзниками, начали планировать атаку на Камчатку. Однако информацию об этом долго скрыть не удалось. Русским оказал помощь внезапный и далекий доброжелатель – король независимых Гавайских островов Камеамеа III. Он сообщил в своем письме о том, что британский флот намерен напасть на берега почти необжитой Камчатки.
Осознав всю серьезность ситуации, губернатор полуострова Василий Степанович Завойко предпринял ряд оперативных и своевременных мер. Город Петропавловск середины XIX века был очень мал и плохо укреплен. В нем проживало всего 1600 человек, а гарнизон состоял из 230 солдат. Поверив предупреждению гавайского короля, Завойко смог предпринять необходимые шаги: с помощью всех доступных ресурсов увеличил число солдат до 930. Здесь сыграл роль и случай – в порту города оказался фрегат «Аврора», который в это время совершал кругосветное путешествие, а также несколько сотен солдат предоставил Сибирский линейный батальон, которых доставило судно «Двина». Благодаря успешной мобилизации и оперативным действиям, весь город превратился в одну большую стройку. Жители, готовясь к нападению мощного врага, начали возводить многочисленные оборонительные сооружения.
Ход боя
Объединенный англо-французский флот, выставленный для выполнения операции в Тихом океане, состоял из четырех фрегатов, одного брига и одного транспортного судна. У них был перевес не только в численности (2700 человек против 930 у защитников Петропавловска), но и в артиллерии. Царские войска в Петропавловске располагали только 67 старыми пушками, тогда как на 6 вражеских кораблях было 212 современных крупнокалиберных орудий. Честь возглавить операцию выпала английскому контр-адмиралу валлийского происхождения Дэвиду Прайсу. Этот человек был настоящим морским волком, который начал свой путь простым юнгой и застал еще времена наполеоновских войн. В целом, англичане ожидали легкой победы.
Тем не менее, когда в августе 1854 года английские суда оказались в акватории Авачинской бухты, стало ясно, что русские крепко укоренились в городе, и Петропавловск не падет без упорного сопротивления.
Еще на подготовительном этапе сражения произошло одно невероятно странное событие, которое во многом предопределило его исход. Совершенно неожиданно для всех погиб лидер английского флота Прайс. На самом деле неясно, что с ним произошло. Существует мнение, что он, пережив колоссальный стресс от вида укрепленного Петропавловска, наложил на себя руки. Согласно другой версии – контр-адмирал случайно выстрелил в себя, чистя револьвер. В любом случае, несомненно одно: за день до генерального сражения командующий армией погиб от своего собственного оружия. Естественно, эта новость быстро распространилась среди моряков и деморализовала атакующих. Его место занял адмирал Огюст Фебврье-Деспуант, который не изменил план погибшего предшественника. Что, вероятно, оказалось ошибкой: Прайс рассчитывал на быструю победу над небольшим гарнизоном, и его стратегические наработки оказались не очень актуальными в условиях возросшей мощи Петропавловска.
31 августа начался первый штурм города. Фрегаты начали обстреливать батареи Петропавловска, однако их огонь заставил замолчать лишь два бастиона. Параллельно с этим они пытались прицельным пушечным огнем уничтожить два находившихся в распоряжении русских судна. Несмотря на плотный артиллерийский обстрел с позиций защитников, союзный флот сумел высадить десант морской пехоты. Однако вскоре стало понятно, что штурм постепенно захлебывается, и англо-французские суда отступили на свои исходные позиции.
Второй штурм, предпринятый 5 сентября, был более жестоким. Вражеские фрегаты осуществили обманный маневр, повторяя действия предыдущей атаки, но истинный замысел заключался в том, чтобы высадить весь десант и незаметно провести его в тыл защитников. Тем не менее, Завойко смог разгадать вражеский план и направил для предотвращения атаки отряд из 350 человек. Здесь на руку русским сыграл сложный рельеф местности: англичане наступали со стороны Никольской сопки, спускаясь с самой ее вершины, а русские отряды, умело отражая вражеские атаки, заставили их отступать к крутому обрыву. Многие из десантников разбились и получили травмы, падая с почти отвесной 40-метровой высоты. Когда пороховой дым от выстрелов рассеялся, оказалось, что на поле боя лежит 400 мертвых солдат англо-французской группировки, в то время как русские потеряли лишь 34 человека. Второй штурм Петропавловска был успешно отражен.
Спустя неделю серьезно потрепанный вражеский флот снялся с якорей и вернулся на свои базы.
Источник: russian7.ru