Сюжет Восточный экономический форум — 2025 Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка. / Татьяна Меель / АиФ
Кибермошенничество сегодня является одной из важнейших тем в России. Какие приемы используют цифровые преступники в своих нападениях, как защитить себя и близких от угроз и что делать, если вы все же стали жертвой мошенников, рассказал Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка.
Кореспондент aif.ru: — Станислав Константинович, мы видим, что мошенники постоянно улучшают свои способы обмана. Какие новые приемы они применяют уже сейчас?
— Станислав Кузнецов: Принципиально новые угрозы не возникают, однако нам известно более 200 различных мошеннических схем, некоторые из них время от времени трансформируются. Наиболее распространенными остаются сценарии с социальной составляющей. К ним относятся предложения о помощи в решении различных проблем, связанных с коммунальными услугами, например, сложности с домофоном, звонки, якобы поступающие из поликлиник, вопросы пенсионного обеспечения, курьерские доставки.
Вторая группа сценариев ориентирована на молодежь и студентов: с молодыми людьми связываются якобы из вузов и школ, утверждая, что их подозревают в противоправных действиях. Мошенники стараются выманить у них личные данные, включая данные платежных карт, или провоцируют перевести деньги или отдать наличные курьеру-сообщнику мошенников.
Третья группа сценариев: мошенники используют тактику обратного звонка, предлагая потенциальным жертвам ознакомиться с сообщением о якобы возникшей проблеме и уточнить информацию, позвонив по указанному номеру. Эти схемы появились недавно и активно применяются злоумышленниками, чтобы обходить антифрод-системы операторов связи — если человек сам перезванивает мошенникам, то этот звонок не классифицируется как мошеннический и не блокируется.
— В 2025 году было принято множество законодательных инициатив, направленных на борьбу с киберпреступностью. В этом контексте существуют ли тенденции к снижению объема мошенничества в этом году?
— Этот год действительно стал ярким примером того, как мы можем эффективно реагировать на вызовы, связанные с кибермошенничеством. В этом контексте был принят первый крупный пакет законодательных инициатив, направленных на усиление мер противодействия киберпреступности. Сбер активно участвовал в разработке этого пакета вместе с Центральным банком, другими кредитными организациями и представителями правительства. В результате был создан первый пакет мер, который был принят в июне и уже вступил в силу.
Например, теперь возбуждаются уголовные дела по дропперству, и максимальное наказание для дропперов (сообщников мошенников, которые обналичивают или легализуют украденные деньги) составляет до 6 лет лишения свободы — это беспрецедентная мера.
Мы надеемся, что государство, применяя эти меры, сможет значительно снизить уровень киберпреступности. Кроме того, правительство уже разработало второй пакет законодательных инициатив. Этот пакет, в частности, включает обязанность операторов связи своевременно и в полном объеме предоставлять в информационную систему «Антифрод» данные для эффективной борьбы с кибермошенничеством. Ограничивается количество банковских карт у одного человека — не более 10. Всё это крайне важно для повышения безопасности.
Эти значительные изменения в правовом поле позволят существенно изменить ландшафт кибербезопасности в нашей стране. Мы уже наблюдаем первые признаки этого изменения и ожидаем, что возможный перелом произойдет в конце 2025 года и в 2026 году.
Тем не менее, сейчас мы не фиксируем снижения мошеннической активности. Например, Сбер с начала года предотвратил попытки хищений у клиентов примерно на 240 миллиардов рублей. В прошлом году эта цифра по итогам года составила около 300 миллиардов рублей.
— Мы знаем, что в Сбере есть мощная антифрод-система — комплекс процессов, которые помогают противодействовать мошенничеству и предотвращать хищения. Расскажите, пожалуйста, об этих технических возможностях подробнее.
Сбер использует более 120 моделей искусственного интеллекта, с помощью которых мы эффективно защищаем средства наших клиентов и сам банк.
Например, в Сбере функционирует уникальная система противодействия мошенничеству, в том числе включающая инструменты искусственного интеллекта. Она непрерывно анализирует риски, которые могут повлиять на безопасность наших клиентов. Наша антифрод-система считается одной из лучших в мире. Благодаря ей автоматически выявляются и приостанавливаются практически все мошеннические операции в отношении наших клиентов. У нас также функционирует платформа информационного обмена, к ней подключены 36 партнеров: крупнейшие банки и операторы связи, а также регуляторы и надзорные органы. Это позволяет нам оперативно обмениваться информацией в режиме реального времени для создания единого фронта защиты россиян от мошенников.
Сбер также разработал платформу X Threat Intelligence. Бесплатно подключиться к ней может любая компания России. Благодаря доступу к платформе организации могут получать аналитику относительно всех актуальных киберрисков и предпринимать шаги для их устранения. В частности, информация о любой новой киберугрозе в мире появляется на платформе в течение 2 часов с момента ее появления. Уже более 230 компаний подключились к нашей интеллектуальной платформе по управлению киберугрозами.
Кроме того, мы создали библиотеку знаний по киберграмотности «Кибрарий» — она доступна для всех. В ней содержится вся самая актуальная информация о мошеннических уловках и рекомендации, как от них защищаться. В Кибрарии также есть умный помощник по кибербезопасности, который позволяет любому пользователю — и простому человеку, и эксперту — задавать вопросы по теме кибербезопасности и получать актуальные развернутые ответы. В мобильном приложении СберБанк Онлайн нашим клиентам доступно порядка двадцати сервисов по кибербезопасности. Например, можно подключить бесплатный определитель мошеннических номеров, активировать антивирус или воспользоваться сервисом «Близкие рядом» — который позволяет контролировать операции близкого человека, чтобы он не перевел деньги мошенникам.
Мы уверены, что комплекс мер, который мы разрабатываем и совершенствуем, поможет обеспечить надежную защиту россиян от мошенников. Наша команда по кибербезопасности ставит перед собой амбициозную задачу: до конца года добиться нулевого уровня кибермошенничества по отношению к клиентам Сбера.
— Есть ли у вас рекомендации нашим читателям, как противостоять мошенничеству? Давайте сделаем небольшой ликбез по цифровой грамотности и кибербезопасности.
Действительно, повышение уровня киберграмотности имеет большое значение. Я не соглашусь с мнением, что все уже всё знают. Это не так. Многие люди до сих пор не соблюдают элементарных правил безопасности и доверяют информации, поступающей от незнакомцев.
Повышение уровня киберграмотности должно затрагивать не только пожилых людей, но и молодежь, детей и школьников. Чтобы эффективно бороться с киберугрозами, нам нужны знания. Учиться должны все.
Если вам звонит незнакомый человек с предложением помощи или предупреждением о якобы возникшей опасности, особенно если речь идет о деньгах, крайне важно прекратить разговор. Это ловушка мошенников.
Прежде всего, никогда и ни в коем случае не сообщайте данные своей банковской карты или пароли из СМС незнакомцам по телефону или в мессенджерах, кем бы они ни представлялись. Банки, правоохранительные органы и другие организации никогда не запрашивают эти данные. Если вопрос незнакомца касается ваших денег — смело кладите трубку. Если возникают какие-либо вопросы или сомнения — сами позвоните в ваш банк или подойдите в ближайшее отделение. Если вас запугивают или обещают легкий заработок и «золотые горы» благодаря инвестициям — это также явный признак мошенничества.