«Советско-японская война 1941 года: кто мог бы одержать победу?»

«Советско-японская война в 1941 году»: кто мог бы одержать победу

13 апреля 1941 года министр иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока подписал в Москве с Молотовым и Сталиным советско-японский договор о взаимном нейтралитете. Это соглашение стало значительным достижением советской дипломатии перед нападением гитлеровской Германии на СССР.
Тем не менее, международные соглашения соблюдаются лишь до тех пор, пока это выгодно. На самом деле, вопрос о возможном нападении на советский Дальний Восток оставался в центре внимания японских элит летом и осенью 1941 года.

Пёрл-Харбор или Владивосток?

К 1941 году Япония уже четыре года вела масштабную сухопутную войну с Китаем. Это привело к ухудшению отношений между Японией и США с Великобританией. Англо-саксонские державы настаивали на том, чтобы Япония уважала территориальную целостность Китая и вывела свои войска. Летом 1941 года США и Великобритания ввели эмбарго на поставки нефти в Японию и заморозили японские активы.

Для Японии, не обладавшей собственными нефтяными ресурсами, это было катастрофическим ударом. Японская элита решила подготовить нападение на американские и британские колонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основной целью стало создание широкого пояса безопасности вокруг Японских островов и захват нефтяных месторождений в Нидерландской Индии (Индонезии), что позволило бы продолжать войну с Китаем. В преддверии конфликта с США и Великобританией Япония была заинтересована в нейтралитете СССР, что объясняет быстрое заключение соответствующего договора в Москве.

Однако нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года заставило японских лидеров пересмотреть приоритеты. Для Германии заключение советско-японского договора о нейтралитете стало неожиданностью. В Берлине открыто говорили о том, что Япония предала Тройственный пакт Берлин—Рим—Токио. В самой Японии Мацуока столкнулся с серьезной критикой, и вскоре стал активным сторонником удара по СССР.

25 июня 1941 года на заседании координационного комитета, состоявшего из кабинета министров Японии и главнокомандующих вооруженными силами, под председательством императора Хирохито, Мацуока заявил: «Когда Германия одержит победу и захватит Советский Союз, мы не сможем воспользоваться плодами победы, ничего не сделав для этого. Мы должны либо пролить кровь, либо прибегнуть к дипломатии. Лучше пролить кровь… Неужели мы не вступим в войну, когда войска противника в Сибири будут переброшены на Запад?»

2 июля Мацуока официально сообщил советскому послу в Токио Константину Сметанину, что союзнические обязательства Японии перед странами «оси» имеют более высокий приоритет, чем соблюдение пакта о нейтралитете.

Однако большинство членов японского координационного комитета не поддержали Мацуоку. Против выступили, в первую очередь, военно-морской министр Косиро Оикава и начальник Генерального штаба армии Японии Хадзимэ Сугияма. Мнение военных оказалось решающим.

Япония была готова поддержать только победоносную Германию

На самом деле, для Японии было крайне важно прорваться на юг Азии за нефтью, что подразумевало конфликт с западными державами. На севере, в Советском Союзе, у Японии не было столь значимых целей. Сказывалось и влияние поражения, которое советские войска нанесли японцам у реки Халхин-Гол в Монголии летом 1939 года. Сугияма не исключал возможности войны с СССР, но лишь в том случае, если успех германских вооруженных сил станет очевидным, чего так и не произошло.

Тем не менее, Япония вела подготовку к возможному вторжению в СССР. В Маньчжурии вдоль границ с советским Дальним Востоком и Монгольской Народной Республикой с 1930-х годов находилась Квантунская армия. 11 июля 1941 года ей была дана команда о приведении в боевую готовность.

Согласно утвержденному еще в 1940 году плану войны с СССР, Квантунская армия должна была захватить Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и выйти на запад к Байкалу. На всю операцию отводилось полгода. Численность Квантунской армии была увеличена до 850 тысяч военнослужащих.

Таким образом, начало войны против Советского Союза зависело от успехов Германии. Приоритетным направлением оставалась агрессия на юг – против США и Великобритании – при продолжении войны с Китаем. Но что, если бы империя восходящего солнца решила сначала атаковать СССР?

Сталин мог пожертвовать Владивостоком ради спасения Москвы

В литературе существует мнение, что именно пассивность Японии позволила Сталину осенью 1941 года снять множество дивизий с дальневосточных границ и отправить их для защиты Москвы. Якобы только поэтому советские войска смогли отстоять Москву от немцев и затем начать контрнаступление. Подразумевается, что если бы Япония напала на советский Дальний Восток, СССР не смог бы оттуда вывести войска. Но так ли это?

Даже в момент наименьшей численности советских войск в Монголии, Забайкальском и Дальневосточном фронтах их число составляло 974,4 тысячи человек, 17 183 орудия и миномёта, 3131 танк и САУ. У нас нет данных о количестве техники у японцев, но по численности личного состава советские войска на Дальнем Востоке всегда превосходили японцев. Поэтому успешность возможной наступательной операции Квантунской армии выглядит весьма сомнительной.

Но даже если предположить, что японцам удалось бы в 1941 году захватить несколько ключевых точек на советском Дальнем Востоке, они все равно были бы менее значимыми для жизнеспособности государства, чем Москва. Чтобы удержать Москву, Сталин мог бы временно пожертвовать Владивостоком. Таким образом, вступление Японии в войну против СССР в 1941 году не оказало бы решающего влияния на ход событий на советско-германском фронте.

Безусловно, война с Японией во время отражения гитлеровской агрессии создала бы дополнительные сложности для СССР. В частности, Владивостокский порт, через который в 1941-1945 гг. в СССР поступило 47% всех грузов по ленд-лизу, оказался бы закрыт. Таким образом, японская агрессия могла существенно затруднить Советскому Союзу достижение победы над Германией и отодвинуть её сроки.

Следует отметить и тот факт, что в 1942-1943 гг. США активно провоцировали войну между СССР и Японией, чтобы облегчить себе ведение войны. Для этого американские подводные лодки даже топили торговые суда под советским флагом, которые должны были быть опознаны, так как это были зафрахтованные СССР американские пароходы. Об этих инцидентах, списанных обеими сторонами, чтобы не нарушать союзнические отношения, упоминают в своей монографии дипломат Кирилл Черевко и кадровый разведчик Алексей Кириченко. США стремились получить у СССР военно-воздушные базы на Дальнем Востоке, с которых им было бы удобнее бомбить Японию. Однако благодаря выдержке советского руководства нейтралитет с Японией не нарушался до окончательной победы над Германией.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы