istockphoto.com
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — это значимый элемент, который сотрудники могут получать к своему основному диплому. ДПО предназначено для обновления навыков и знаний, получения новой квалификации или освоения новой профессии.
Новые навыки
ДПО предоставляет специалистам возможность улучшать свои навыки в различных сферах — медицине, строительстве, металлургии, сельском хозяйстве и других. Дополнительное образование востребовано в условиях динамично изменяющегося рынка труда и технологического прогресса, так как служит инструментом для карьерного роста и повышения конкурентоспособности работников.
Эта система существовала еще в СССР. В современной России рост интереса к обучению по программам ДПО, в частности, обусловлен импортозамещением продукции из недружественных стран. Для оценки эффективности таких программ в Президентской академии был разработан индикатор развитости системы дополнительного профессионального образования (ИРС ДПО). В аналитической записке сотрудников Президентской академии Алексея Коваленко и Александра Федотова разъясняется, что это такое и как функционирует: «Индикатор развитости ДПО определяет точки роста и направления развития дополнительного профессионального образования в регионах и отраслях».
Учиться нужно чаще
По мнению авторов, наглядным показателем качества ДПО является частота обучения — с каким интервалом люди, работающие в экономике региона, проходят обучение по программам дополнительного образования.
Сотрудники Президентской академии отметили, что работники Дальнего Востока обучаются чаще, чем на Юге. Другими словами, потребность в дополнительном образовании в ДВФО удовлетворяется быстрее и полнее, чем, например, в ЮФО.
«Это хорошо иллюстрирует проблему корректности оценки степени развитости системы ДПО в регионе и ее соответствия требованиям экономики региона», — говорится в аналитической записке.
Кто лидирует?
Что же собой представляет Индикатор развитости системы ДПО? Авторы определяют ИРС ДПО как отношение доли обученных по программам ДПО от общего числа занятых в регионе к доле обученных по программам ДПО от общего числа занятых в стране.
Далее все просто. Превышение ИРС ДПО величины 100% указывает на то, что уровень развитости системы в регионе удовлетворяет потребности в обучении по программам дополнительного образования жителей не только данного, но и других регионов.
Вот этот показатель по федеральным округам в порядке возрастания.
- СКФО — 45,5
- ЮФО — 80,2
- СЗФО — 95,0
- СФО — 105,2
- ПФО — 100,5
- ДВФО — 108,2
- УФО — 113,0
- ЦФО — 113,1
Индикатор показывает, что, например, ДВФО по уровню развитости дополнительного образования занимает третье место в стране. И это при том, что значительное количество жителей округа обучается по программам ДПО в других округах. Можно сказать, что основой развитости системы ДПО на Дальнем Востоке является сосредоточение усилий на развитии тех направлений, в которых округ более конкурентоспособен, чем другие субъекты Федерации.
Кто лучше работает, тот лучше обучает
Лидерство одних регионов в области дополнительного профессионального образования и отставание других в целом довольно легко объяснить. Центральный и Приволжский федеральные округа, а также Урал — это регионы с опережающим экономическим развитием. В связи с этим, их системы ДПО имеют больше возможностей привлекать для обучения более квалифицированных преподавателей и использовать современную учебно-лабораторную базу.
В Приволжском федеральном округе развитость систем ДПО хорошо коррелирует с уровнем экономического развития таких субъектов Федерации, как Пермский край, Самарская область и Республика Татарстан.
А вот низкий показатель ИРС ДПО Северо-Западного федерального округа может указывать на медленные темпы обновления технологий и оборудования в экономике. То же самое можно сказать и о Северном Кавказе. Другими словами, в экономически отстающих регионах и с профессиональной переподготовкой возникают проблемы — учить некому и нечему.
Таким образом, несмотря на внешнюю простоту индикатора развитости системы дополнительного профессионального образования, он может стать полезным инструментом для анализа состояния системы ДПО. Показания индикатора могут служить основой для принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации системы дополнительного образования.
Сотрудники Президентской академии отмечают, что методика будет полезна региональным органам управления образованием, Министерству труда и социального развития, Министерству науки и образования, Министерству просвещения и Росстату.