Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36. Маршал окончательной Победы 03/09/2025 Адольф Ивон. «Куликовская битва», 1859 г. Commons.wikimedia.org
645 лет назад, 8 сентября 1380 года, состоялась Куликовская битва, память о которой навсегда вошла в наш культурный код. Так же как и имя создателя победы «на Дону усть Непрядвы» – князя Дмитрия Донского.
Куликовская битва воспринималась нашим народом не просто как «основное сражение» истории – она стала событием, сравнимым с созданием нового мира. Академик Борис Рыбаков в своей речи, посвящённой 600-летию этого события, особо подчеркнул: «Современники и потомки даже в середине XV века иногда вели счёт годам не только от «сотворения мира», но и от Куликовской победы: «От Задонщины столько-то лет…». Это вполне оправдано, ведь именно тогда возник тот самый Русский мир, в котором мы продолжаем жить и который мы знаем и любим.
Поле битвы у слияния Непрядвы и Дона стало местом рождения современной русской цивилизации. Коллаж: Сергей Белявый /ТАСС, Михаил Авилов, Андрей Дорофеев
Память царей и народа
В 1480 году епископ Вассиан ставил в пример Дмитрия Донского осторожному князю Ивану III Великому: «Великий князь Дмитрий, твой прадед, какое мужество и храбрость показал за Доном… Он устремился на подвиг и лицом к лицу встретил окаянного разумного волка Мамая». Царю Ивану IV Грозному напоминания не понадобились. Он не только нарёк Дмитрием своего первенца, но во время Казанского похода 1552 года точно повторяет все действия своего предка – получает благословение, посещает Троице-Сергиев монастырь и даже, как и Дмитрий Донской, сначала направляет войска в Коломну, что, по сути, было серьёзным отклонением от маршрута… Даже традиция отмечать даты воинской славы восходит к 1680 году, то есть к 300-летнему юбилею сражения – тогда по государственному заказу создаются новые редакции «Сказания о Мамаевом побоище» и целая серия икон.Поле чудес Куликово. Как Донская победа вернула Руси русскую власть Подробнее
След в народной памяти также остался. Все мы знаем, что выражение «Словно Мамай прошёл» стало синонимом полного разрушения. Менее известно, что одна из родительских суббот – Дмитриевская – также восходит к Мамаеву побоищу. Сороковой день поминовения павших в Куликовской битве пришёлся на субботу, предшествующую празднованию святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия Донского. Погибших было настолько много, а благодарность им так велика, что поминовение совершали ежегодно – именно так и сложилась православная традиция.
Таким образом, это та самая скрепа, которая стала основой национального самосознания и сопровождается набором сюжетов. Каждый из них считается незыблемым каноном. Князь Дмитрий отправляется за благословением к Сергию Радонежскому. К воинству присоединяются иноки Троицкой обители Пересвет и Ослябя. Воевода Дмитрий Боброк-Волынский устраивает ночное гадание и предрекает победу князю. Битва начинается поединком Пересвета и ордынского богатыря Челубея. И торжественный финал – победа русской рати.
Дмитрий Донской на пути к Куликову полю. Лицевой летописный свод, XVI век Фото: Commons.wikimedia.org
Война, набег и поединок
Вот финал и становится той болевой точкой, куда бьют желающие разрушить эту скрепу. Ведь известно, что два года спустя Москва была фактически уничтожена ханом Тохтамышем. Следовательно, Куликовская битва – дело сомнительное, а сюжеты, её сопровождающие, – вдвойне…
Однако тут упускается из виду самое главное. Сражение на Дону стало победным завершением войны с Мамаем. А всё, что последовало, – новый раунд, причем на принципиально иных условиях. В войне, начавшейся в 1374 году, Русь уверенно вела борьбу. В 1376 году Дмитрий Боброк-Волынский возглавил успешный поход на город Болгар, захваченную Ордой столицу Волжской Булгарии, где также правили ставленники Мамая.Переиграть Мамая. Как Дмитрий Донской одолел более сильного противника Подробнее
В 1377 году Мамай наносит ответный удар – в битве на реке Пьяне разбивает рати нижегородских князей и сжигает сам Нижний Новгород. Но ему даже не удаётся толком сравнять счёт – в 1378 году его рать, отправленная на Москву, терпит сокрушительное поражение на реке Воже: «Побежали татарове за реку за Вожу, бросив свои копья, и наши вслед за ними, погнавшись, и убили их множество, а иные в реке утонули».
Всё шло к решающей битве, где победителю достанется всё. Чего, кстати, Мамай и не скрывал: «Пойдём на всю землю Русскую, как было при Батые». Однако Дмитрий его переиграл, навязав свой темп. Едва узнав о приготовлениях Мамая, князь решил не обороняться, а перенести войну на ордынские земли – именно поэтому он так стремился опередить противника и занять выгодные позиции «на Дону усть Непрядвы». Чем закончилось дело, мы знаем.
То, что учинил Тохтамыш, мало напоминает эти грандиозные события. Да, он хитростью захватил Москву и сжёг её. Но «как было при Батые» не последовало. Тохтамыш не разбил князя в бою. Не диктовал ему условия мира из взятой Москвы. Даже не развил успех – напротив, быстро убрался восвояси, опасаясь контрудара. Это была не война – это был набег. В войне как раз победил Дмитрий Донской.А был ли Пересвет? Пять загадок легендарной Куликовской битвы Подробнее
И, следовательно, те сюжеты, которые сопровождают ключевое сражение той войны и главное событие нашей истории, обретают жизнь. Поскольку каждый из них основан на исторической правде. Мог ли Дмитрий Донской отправиться к Сергию Радонежскому? Пожалуй, нет – на это у него не было времени. А вот благословение игумена князь точно получил – оно пришло в виде грамоты как раз накануне сражения. Произошёл ли поединок Пересвета и Челубея, где оба погибли? Судите сами – в произведении «Задонщина», созданном по горячим следам, значится: «Поскакивает Пересвет на своём борзом коне, золочёными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона Великого на берегу». То есть битва в разгаре, а он вполне себе жив. Так был ли поединок? Похоже, да – та же «Задонщина» говорит: «Пересвета-чернеца, брянского боярина, на суженое место привели». А ведь «суженое место» – это место Божьего Суда, как тогда называли поединок… Но что с самим Пересветом? Он боярин или всё-таки «чернец», то есть инок? Скорее всего, боярин, исполняющий послушание в монастыре игумена Сергия Радонежского. Монашеский постриг ещё не принял, но его послушания достаточно для прозвища «чернец». О чём говорит и факт захоронения его и Осляби в Москве – если бы они были среди братии Троицкого монастыря, покоились бы там. Гадал ли Дмитрий Боброк-Волынский перед битвой? По ладони – нет. Но он вместе с князем отправился в ночную разведку, где, согласно воинским обычаям, «слушал землю». И по скрипу тележных осей сделал вывод, что Мамай только на подходе, его люди и кони после ночного перехода будут измотаны, и у отдохнувшей княжеской рати есть хотя бы это преимущество в завтрашнем сражении.
Памятник на Куликовом поле по проекту А.П. Брюллова, 1852 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Новая реальность
Смысл Куликовской битвы заключается в том, что после неё отношения Орды и Руси перестали быть отношениями завоевателя и побеждённого. Они стали соседскими. К тому же Орда вскоре распалась на несколько ханств, которые могли стать врагами Москвы, а могли и союзниками. Так Русь начала создание нового мира, где было бы глупо говорить о вражде русских и татар. Ведь в войске Мамая сражались не только татары – перед Куликовской битвой ему советовали: «Пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы». А в войске князя сражались не только русские – автором той самой «Задонщины», как говорят, является боярин Софоний Алтыкулачевич…