Сохранение малых городов: взгляд эксперта ВЦИОМ

Сюжет Восточный экономический форум — 2025 Даниил Еромолаев. Даниил Еромолаев. Татьяна Мил

В ходе Восточного экономического форума редактор Отдела экономики издательского дома «Аргументы и факты» Алексей Дуэль обсудил будущее малых городов России с Даниилом Ермолаевым, директором по развитию ВЦИОМ-Консалтинг. Эксперт представил результаты исследований, проводимых Аналитическим центром ВЦИОМ в этой области, а также поделился мнениями о тенденциях, проблемах и перспективах развития малых городов, а также о влиянии бизнеса, государства и самих жителей на этот процесс. 

Даниил Ермолаев: Мы сосредоточены на исследовании малых городов, проводя регулярный мониторинг их прогресса, особенно после 2020 года, который, на мой взгляд, стал ключевым. Каждый год мы реализуем собственные исследовательские проекты, которые направлены на изучение восприятия жизни местными жителями, их видений будущего и намерений относительно переезда. Также мы активно участвуем в различных коммерческих проектах, сотрудничая с компаниями, работающими в моногородах. В рамках этих проектов мы проводим углубленный анализ и разрабатываем стратегии развития для конкретных населенных пунктов, например, обсуждая перспективы города Новотроицка, исследуем миграционные настроения и совместно находим пути дальнейшего развития. Подобный подход также применяется к другим городам, таким как Усть-Кут.

Алексей Дуэль: Я работал в региональной прессе Оренбургской области и неоднократно бывал в Новотроицке. Можете рассказать о тенденциях, которые вы наблюдали в развитии этого города за последние пять лет?

— Позвольте поделиться своими наблюдениями. С одной стороны, жители по всей стране отмечают позитивные изменения, связанные с усилиями по возрождению малых городов. С другой стороны, важно осознавать, что, хотя к малым городам относятся населенные пункты с количеством жителей до 50 тысяч, мы в своей работе ориентируемся на города с населением до 100 тысяч. Это объясняется тем, что именно такие города составляют большую часть (около 950 из 1100) от общего числа городов в России. Поэтому мы рассматриваем их как единый класс, имеющий схожие проблемы и возможности. Таким образом, жители, с одной стороны, отмечают улучшения, особенно в рамках программ мастер-планирования, реализуемых при поддержке государства и других организаций. С другой стороны, следует признать, что малые города сталкиваются с комплексом взаимосвязанных проблем.

Основной проблемой является то, что, несмотря на проводимые улучшения, пока не существует убедительного фактора, который мог бы удержать людей от переезда и убедить их в преимуществах жизни в малом городе. Это вполне объяснимо, поскольку решение о переезде – это глубоко личный и многофакторный процесс. На него влияют не только наличие базовых экономических и социальных благ, таких как школы, вузы, парки, но и установки, сформированные семьей и окружением. Очевидно, что эти установки не могут быть скорректированы за пять лет. Необходимо, чтобы выросло целое поколение, убежденное в привлекательности жизни в малом городе и не считающее обязательным стремление к переезду в мегаполис.

Даниил Еромолаев.Даниил Еромолаев. Фото: Татьяна Мил

— Может ли в будущем в нашей стране возникнуть модель, похожая на ту, что существует в Соединенных Штатах Америки, где человеку не составляет труда сменить место жительства и переехать в любой регион, предлагающий более привлекательные условия труда или лучшие перспективы, когда, условно говоря, человек решает перебраться из Техаса в Орегон, руководствуясь личными предпочтениями?

— Я считаю, что в определенный момент мы естественным образом придем к подобной модели, и она представляется мне весьма перспективной. В последние два года преобладала идея о том, как удержать молодежь или население в целом. Однако, на мой взгляд, этот подход не совсем верен. Я считаю, что необходимо ставить вопрос иначе: как привлечь людей? Учитывая развитие логистической инфраструктуры и общее развитие страны, невозможно удерживать людей насильно. Те, кто захотят уехать, все равно уедут – в ближайший областной центр или в более крупный город. Вопрос в том, как создать условия, чтобы те, кто покинул свои родные города, захотели вернуться? Необходимо построить такую страну, где существует естественный цикл миграционных потоков: отсюда уехали, туда приехали. Безусловно, это предполагает обеспечение сопоставимого уровня жизни во всех населенных пунктах страны.

Безусловно, существуют особенности климатических зон, и достижение этой цели сложнее в регионах Крайнего Севера, чем в более мягких областях, однако это не отменяет общей тенденции. Учитывая растущую мобильность граждан, я полагаю, что мы все равно рано или поздно придем к подобной модели. Этому способствует и программа мастер-планирования. Если у нас, условно говоря, разработаны тысяча мастер-планов, и все города спланированы с учетом потребностей жителей и особенностей городской среды (конечно, каждый город уникален, и мастер-планы учитывают эту специфику), то человек, нашедший работу в Новотроицке и успешно проработавший там какое-то время, может затем, например, переехать в Усть-Кут, где его дети увидят перспективные возможности работы в нефтяной компании. При этом выбор не будет обусловлен негативным восприятием Новотроицка или Усть-Кута, а будет определяться исключительно профессиональными интересами, без противопоставления их Екатеринбургу как единственному варианту для успешной жизни.

— Насколько улучшились инфраструктурные условия в настоящее время, в частности состояние дорог, организация авиасообщения и железнодорожного сообщения между регионами?

— Безусловно, ситуация улучшается, поскольку эти вопросы находятся в процессе решения. Однако сложности все еще сохраняются. Например, хоть это и не касается малых городов напрямую, я столкнулся с проблемой, когда мне нужно было добраться из Саратова в Нижний Новгород. Прямого рейса не оказалось, и мне пришлось лететь через Москву. Очевидно, что на это влияет целый комплекс факторов, таких как сложность логистических схем для авиаперелетов и особенности прокладки железнодорожных путей и автомобильных дорог. Впрочем, реализуются масштабные национальные проекты по строительству дорог, причем весьма успешно. На начальном этапе процесс шел с трудом, но сейчас проделан значительный объем работ по обновлению дорожного полотна, и общая картина улучшается. Полагаю, что при сохранении нынешних темпов в течение десяти лет мы сможем существенно улучшить транспортную доступность регионов. Уже сейчас логистическая связанность повышается, и ситуация, когда человек, оказавшись в небольшом городе, практически отрезан от мира с единственной возможностью уехать на поезде раз в два дня (вспомним, например, прекрасный город Боровичи, откуда в начале 2010-х годов поезд ходил с такой периодичностью), становится все менее распространенной. Я занимаюсь водными сплавами, и Боровичи были конечной точкой нескольких наших походов, поэтому приходилось подстраиваться под расписание поезда. Сейчас жители имеют возможность воспользоваться поездом или автомобилем. Кроме того, помогают сервисы вроде BlaBlaCar и другие платформы, обеспечивающие низовую организацию перевозок. В результате количество населенных пунктов, из которых практически невозможно выбраться, неуклонно сокращается.

Владивосток.Точная цифра. Насколько выгоднее вести хозяйство на Дальнем Востоке Подробнее

— Существуют ли кардинальные различия между малыми городами, расположенными в разных частях страны, например, на Дальнем Востоке, в Западной части России и в Центральном регионе? Если да, то в чем эти различия проявляются?

— Позвольте выделить несколько факторов. Общим для всех малых городов является исторический контекст. Что я имею в виду? Существуют исторические малые города, чья история насчитывает не 50 лет, а значительно больше. В отличие от них, история Новотроицка, который мы уже упоминали, берет начало в середине XX века. В чем принципиальная разница? В городах с богатой историей, восходящей к XIX веку и ранее, у жителей сформирована прочная связь с местом. Они осознают, что здесь проживали не только их бабушки и дедушки, но и несколько поколений предков. Существует исторический контекст, который находит отражение в различных аспектах жизни города и формирует устойчивые ассоциации. Таким образом, возникает прочная связь, позволяющая даже уехавшему человеку ощущать присутствие родного города в своем жизненном пространстве. В чем же заключается сложность для такого города, как Новотроицк?

Этот город начал строиться в XX веке и сформировался как моногород, что было благоприятным фактором. Однако прочная связь с местом так и не сложилась. Она не формируется за условные 78 лет, требуется больше времени. Поэтому, если человек покидает такой город, он помнит о том, что здесь жили его родители, бабушки и дедушки, но какой-либо исторической связи не ощущает, и отъезд воспринимается более легко. С этим возникают сложности.

Следующий фактор – это логистические узлы, которые также связаны с историческим контекстом. Некоторые регионы изначально развивались более активно с точки зрения купеческих маршрутов и других факторов, в то время как другие сталкивались с трудностями. Дальний Восток является сложным регионом, что обусловлено суровыми климатическими условиями и длительным периодом освоения. Чем сложнее условия и логистическая связанность, тем больше времени требуется для формирования устойчивой системы.

Кроме того, можно выделить классическое разделение на моногорода и города с диверсифицированной экономикой. Моногорода имеют как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, если градообразующее предприятие активно развивается и инвестирует в город, ситуация может быть более благоприятной. С другой стороны, зависимость от одного предприятия часто приводит к недостаточному развитию сервисной инфраструктуры. Если вы хотите работать металлургом – это прекрасно, есть завод и работа. Но если вы задаетесь вопросом, чем заниматься вашей жене, детям или как жить после выхода на пенсию, ситуация усложняется. Возникают проблемы с доступом к медицинскому обслуживанию, образованию и другим услугам. Города с более диверсифицированной экономикой находятся в более выгодном положении, поскольку наличие нескольких предприятий создает больше возможностей для трудоустройства и развития различных сфер деятельности.

— Сохранилась ли в настоящее время острота проблем, характерных для моногородов в период финансового кризиса 2008 года? Напомню, об инциденте, произошедшем тогда в небольшом города Пикалево, где из-за закрытия глиноземного завода люди потеряли единственно возможную работу и блокировали трассу, ведущую в Санкт-Петербург. Существуют ли еще города, остающиеся моногородами в чистом виде, и сохраняется ли риск повторения социальной напряженности, подобной той, что возникла в 2014 году, в случае нового экономического кризиса?

— К счастью, за последние 11 лет  осозналась важность признания существования реальных социальных конфликтов и необходимость ведения диалога с жителями территорий, достижения компромиссов и поиска взаимовыгодных решений. В моногородах выстраивается пространство диалога между бизнесом и местным населением. Нет больше подхода, когда бизнес считает себя хозяином положения, а жителям остается лишь молча соглашаться, наслаждаться жизнью или уезжать. Благодаря налаженному диалогу, я не ожидаю повторения острой социальной напряженности, как в прошлом. Разумеется, возникают ситуации, связанные с расширением предприятий, строительством новых заводов или планами по использованию земельных ресурсов. В таких случаях законодательно предусмотрены общественные слушания и оценка воздействия на окружающую и общественную среду. Это лишь один пример из широкого спектра мер, направленных на учет мнения жителей.

Жители активно вовлекаются в процесс, проявляют интерес и следят за развитием событий. Безусловно, всегда найдутся активисты, выступающие против определенных проектов. Однако, если компания, и к счастью, многие так и поступают, не ограничивается формальной публикацией информации в малотиражных изданиях, а ведет открытый диалог с местным населением, разъясняет цели и задачи проекта, старается объяснить, что реализация проекта направлена не только на получение прибыли, но и на развитие территории, предоставляя жителям дополнительные преимущества, острота конфликта снижается. Благодаря такому подходу масштабных социальных конфликтов, подобных ситуации в Пикалево, в настоящее время не наблюдается.

Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома.«Откроем университет». Кристина Кострома — о развитии предпринимательства Подробнее

— Произошла ли эволюция в сознании бизнеса, и пришли ли предприниматели к пониманию того, что ведение конструктивного диалога с местным населением и достижение взаимовыгодных договоренностей является более выгодной стратегией?

— Я бы сказал, что речь идет о выстраивании конструктивного диалога. В 2000-х годах применялись методы, основанные на политтехнологиях, когда задача состояла в формальном прохождении общественных слушаний, независимо от мнения жителей. Однако, начиная примерно с 2015-2016 годов, произошел перелом, и началась перестройка. Задача теперь состоит не просто в прохождении слушаний, а в достижении договоренностей с людьми, поскольку именно с этими людьми придется работать на данной территории, привлекать их на производство, учитывать их мнение при развитии инфраструктуры. Поэтому необходимо искать точки соприкосновения, которые будут взаимовыгодными для всех сторон.

— В завершение нашей беседы, какие еще важные тенденции, выявленные в ходе ваших исследований, следует отметить, чтобы сформировать более полную картину ситуации?

— В заключение, важно подчеркнуть, что, несмотря на участие множества заинтересованных сторон в развитии городов, ключевую роль играют государство и бизнес. Именно они формируют основную реальность для местных жителей. Важно понимать, что, хотя существует множество факторов, оказывающих влияние на ситуацию, часто взаимодействие происходит между государством и бизнесом. При этом бизнес декларирует свою ответственность за определенные сферы, подчеркивая, что не подменяет собой государство в решении государственных задач, и ожидает четких указаний от государства. В свою очередь, государство подчеркивает, что бизнес, осуществляющий деятельность на данной территории, должен инвестировать в ее развитие и реализовывать соответствующие проекты (о корпоративной социальной ответственности я расскажу чуть позже). Однако для жителей все эти усилия по-прежнему воспринимаются как инициативы "их", а не "наши".

Таким образом, необходимо, с одной стороны, разъяснять жителям, кто за что отвечает, повышая уровень осведомленности о зонах ответственности различных сторон. С другой стороны, необходимо двигаться к более тесному сотрудничеству, поскольку для жителей взаимодействие между государством и бизнесом зачастую остается непрозрачным. Им нужна комплексность и понимание того, кто за что отвечает. Второй положительной тенденцией является развитие корпоративной социальной ответственности. Проекты, реализуемые бизнесом на территориях, в том числе при поддержке государства, в рамках корпоративной социальной ответственности, становятся более интересными и глубокими. КСО существует уже давно, с середины 2000-х годов, и постепенно развивается.

— Приведите, пожалуйста, успешные примеры КСО.

— Как правило, это классические примеры: строительство больниц, бассейнов, спортивных залов, создание общественных пространств. Например, мы проводили исследование (хоть и не в совсем малом городе, а в Мурманске) для Национальной транспортной компании. В результате мы выяснили, какие проекты действительно нужны жителям, по каким маршрутам они передвигаются, чем занимаются. Совместно с коллегами мы определили ряд проблемных точек и начали их решение. Главное отличие от прежних подходов заключается в том, что проекты реализуются не на основе личных предпочтений руководства (часто бывало, что владелец компании хотел провести кинофестиваль, и все начинали заниматься организацией кинофестиваля), а на основе реальных потребностей жителей. Конечно, кинофестиваль – это здорово, но он часто оказывался в конце списка приоритетов жителей, которые больше нуждались в магазине или больнице.

Самый известный пример в сфере культуры – это Выксунский фестиваль, ставший визитной карточкой региона и оказавший положительное влияние на жителей.

Важно отметить еще один аспект, о котором начинают говорить, но пока он не осознается  в полной мере. В хорошем смысле этого слова, у нас очень социальное государство. Огромное количество мер направлено на поддержку населения. Если внимательно изучить законодательство и различные программы, можно увидеть, что это касается и здравоохранения, и образования, и других сфер. Однако эта социальная направленность приводит к формированию дотационной экономической модели. Что это значит?

В малых городах есть активные жители, стремящиеся реализовать проекты в сфере креативной экономики. Они обращаются за поддержкой к бизнесу или государству, получают финансирование и начинают реализацию своих проектов. При этом никто не требует, чтобы они вернули эти деньги в экономику. Они потратили средства, создали креативный продукт, и это прекрасно. После этого они могут подать заявку на новое финансирование и получить его.

Сохранение малых городов: взгляд эксперта ВЦИОМВозможности, о которых мечтали. Глава Якутии рассказал о развитии региона Подробнее

— Отмечу, что Республика Якутия является одним из лидеров в развитии креативных индустрий.

— В Якутии как раз сложилась интересная ситуация, к которой я сейчас и перейду. С одной стороны, создается креативный продукт или любой другой продукт, пользующийся поддержкой государства. Жители, безусловно, довольны, поскольку получили поддержку и реализовали свои идеи. Однако экономика не получает обратного притока средств. И вот здесь, на мой взгляд, необходимо внести коррективы в модель. Безусловно, необходимо оказывать поддержку и выделять финансирование. Однако следует воспитывать молодые кадры, работающие в этой сфере, и формировать понимание того, что задача состоит не только в создании продукта, но и в его коммерциализации. То есть, ваше дело должно приносить доход, обеспечивать вашу самоокупаемость и вносить вклад в экономику. Разумеется, никто не ждет миллиардных прибылей, но именно так строится малый и средний сервисный бизнес.

Примером Якутии является киностудия "Сахафильм" и якутское кино. Это прекрасный пример, который строился около 30 лет, но сейчас является визитной карточкой региона и всей страны. Кроме того, кинопроизводство само себя обеспечивает и приносит доход. Это великолепный пример креативного кластера.

— Хотелось бы узнать ваше мнение о будущем малых городов. Отойдя от данных опросов, которые, как вы отметили, показывают неоднозначные результаты, каким вам, как эксперту и аналитику, видится будущее этих населенных пунктов? Есть ли у них перспективы, и какие?

— Позвольте ответить сначала оптимистично, а затем более развернуто. Я уверен

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы