«Смертный узелок»: как русские готовились к своей кончине
Погребальные обряды в любой традиционной культуре имеют ключевое значение. С древних времен люди верили, что смерть – это не более чем завершение нашего земного бытия, переход в иной, более благоприятный мир. В различных регионах России, в зависимости от климатических, историко-культурных и этнических факторов, погребальные и поминальные ритуалы имели свои особенности, но вместе с тем обладали общими основополагающими традициями. Одной из таких традиций был и в ряде деревень остается по сей день сбор так называемого «смертного узла» – ритуальной одежды и предметов, которые покойник должен взять с собой в могилу.
Последние сборы
Когда русскому крестьянину приходило время размышлять о душе, он обязательно должен был позаботиться о том, чтобы его собственный уход и жизнь, а также кончина членов его семьи, были подготовлены должным образом. Так, ответственность за изготовление гробов для себя и своей жены лежала на муже. В прежние времена гроб делали долбленым, по форме человеческого тела – если гроб оказывался больше необходимого, это считалось плохим знаком и предвещало смерть еще кому-то из близких. В то же время гроб должен был быть «удобным» для покойного – ведь тело должно было оставаться в нем до Страшного суда. Женская же обязанность заключалась в подготовке похоронных («смертных») узлов – для себя, мужа и неженатых членов семьи пожилого возраста.
В деревнях традиция сбора «смертного узла» сохранилась и по сей день. Это во многом объясняется практической стороной вопроса: чтобы в случае внезапной смерти пожилых родителей облегчить последние проводы для молодежи, которая зачастую уезжает жить в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука среди остального домашнего имущества, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков стали использовать вышедшие из моды фанерные чемоданчики.
Традиционным цветом погребального одеяния на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере износа – чем старше возраст, тем темнее наряд. Обязательным условием было хоронить покойника в новом нижнем белье. Исключением были дети, ушедшие в младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке с частью крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны исключения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали шить ритуальную одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» продолжали вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов и иглой от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от повседневной одежды, тогда как с наступлением советского периода это правило утратило свою актуальность, и одежда покойников стала схожа с обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Поэтому в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.
Последний наряд готовился с особой тщательностью – чтобы не было стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин хоронили в рубахе, кальсонах, льняных штанах и шапке. Женщин одевали в сарафан с длинным рукавом, надетым поверх ночной рубашки, хлопчатобумажные чулки (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и головной платок традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка продолжают соблюдать. Само погребальное платье должно было быть строгим – без излишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин в гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних девушек.
Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно в загробном мире, тапочки делали мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете не соскакивали».
В традиционный комплект «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумаге молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки также подготавливали неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускали в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах существовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.
Источник: russian7.ru