архив К.Г. Удалова«Смертельное пари»: как советские пилоты устроили самую глупую авиакатастрофу в истории
Катастрофа самолёта Ту-134, случившаяся 20 октября 1986 года, не имеет аналогов как в нашей стране, так и за её пределами. Гибель 70 пассажиров, из которых 14 были детьми, произошла по причине удивительной бессмысленности, безответственности капитана Александра Клюева и игнорирования норм безопасности полётов.
Рейс № 6502 из Свердловска в Грозный был обычным. Взлёт прошёл без каких-либо инцидентов, так же как и первый час полёта до промежуточной остановки – аэропорта Куйбышева (сегодня Самара). В этом аэропорту командир решил продемонстрировать свои навыки, поспорив, что сможет осуществить посадку вслепую – исключительно по приборам.
Не менее странным выглядит поведение второго пилота, штурмана и инженера, которые согласились участвовать в этой рискованной затее. Перед заходом на посадку Клюев закрыл обзорные окна с своей стороны шторами и начал снижение. Однако, как выяснилось, ориентироваться только по приборам не так-то просто, и самолёт начал приближаться к земле с избыточной вертикальной и горизонтальной скоростью, при этом с «тангажем» – фактически «клюнув носом».
Наибольшее удивление вызывает уровень безответственности всех членов экипажа. Второй пилот явно осознавал, что снижение происходит аварийно, но не предпринял никаких действий. На высоте 35 метров командир осознал, что снижение идёт не по плану, и попросил помощника открыть окна, но было уже слишком поздно.
Ту-134 с силой ударился о взлётную полосу с перегрузкой в 4G. Конструкция самолёта не выдержала. Первоначально «сложились» шасси, а затем корпус самолёта распался на два фрагмента. По инерции «стотридцатьчетвёрка» проскользила по аэродрому ещё около 300 метров и загорелась из-за утечки горючего из баков.
Аварийно-спасательная служба аэродрома прибыла на место практически мгновенно, но удавалось спасти лишь немногих. Из-за того, что во время аварии самолёт перевернулся, пассажиры оказались пристёгнутыми в креслах и висели вниз головой. 58 человек погибли, отравившись продуктами горения, так и не сумев отстегнуться и выбраться из-под обломков пылающего самолёта. Ещё 11 человек по той же причине скончались позже в медицинском учреждении. Среди них оказался и второй пилот, который, осознав свою ошибку, ринулся на помощь пассажирам.
Александр Клюев и другие члены экипажа получили лишь лёгкие травмы. Все они были отстранены от выполнения полётов, а командир экипажа (уже бывший) был приговорён к 15 годам тюремного заключения. После пересмотра дела срок наказания был сокращён до 6 лет, которые виновный отбывал полностью, выйдя на свободу уже в совершенно другой стране.
Источник: russian7.ru