архив К.Г. УдаловаСмертельное пари: как пилоты Ту-134 убили 70 человек
Трагедия с самолётом Ту-134, случившаяся 20 октября 1986 года, не имеет аналогов в российской истории, а также в мировой практике. Гибель 70 пассажиров, среди которых было 14 детей, была слишком ужасной и необдуманной. Причиной всему стала обычная скука, безответственность капитана воздушного судна Александра Клюева и игнорирование правил безопасности полётов.
Рейс № 6502 из Свердловска в Грозный оказался обыденным. Взлёт прошёл без происшествий, так же как и следующий час полёта до промежуточной остановки – аэропорта Куйбышева (сейчас Самара). Здесь командир самолёта решил продемонстрировать своё мастерство членам экипажа, поспорив, что сможет выполнить посадку вслепую – полагаясь только на приборы.
Странным выглядит также поведение второго пилота, штурмана и инженера, которые согласились участвовать в этом рискованном эксперименте. Перед заходом на посадку Клюев закрыл обзорные окна своей стороны шторками и начал снижение. Но, как выяснилось, ориентироваться только по данным приборов оказалось сложнее, чем предполагалось, поэтому самолёт приближался к земле с чрезмерной вертикальной и горизонтальной скоростью, к тому же с «тангажем» – фактически «клюнув носом».
Наибольшее удивление вызывает уровень безответственности со стороны всех членов экипажа. Второй пилот явно заметил, что сближение с землёй стало аварийным, но не предпринял никаких действий. На высоте 35 м командир самолёта осознал, что снижение идёт не по плану, и попросил помощника открыть окна, но было уже слишком поздно.
Ту-134 с силой ударился о взлётную полосу, испытывая нагрузку в 4G. Конструкция самолёта не выдержала. Вначале «сложились» шасси, а затем корпус самолёта разломился на два куска. По инерции «стотридцатьчетвёрка» ещё проскользила по аэродрому около 300 м и загорелась из-за вытекшего из баков топлива.
Аварийно-спасательная служба аэродрома прибыла на место практически мгновенно, но спасти удалось лишь немногих. Из-за того, что в момент крушения самолёт перевернулся, пассажиры оказались пристёгнутыми в креслах и повисли вниз головой. 58 человек погибли, задохнувшись от дыма, так и не сумев отстегнуться и выбраться из-под обломков горящего самолёта. Ещё 11 человек по той же причине скончались позже в больнице. Среди них был и второй пилот, который, осознав свою ошибку, бросился спасать пассажиров из салона.
Александр Клюев и остальные члены экипажа отделались незначительными травмами. Все они были отстранены от пилотирования, а командир экипажа (теперь уже бывший) получил 15 лет тюремного заключения. После пересмотра дела срок наказания был сокращён до 6 лет, которые виновный отбыл полностью, выйдя на свободу уже в совершенно другой стране.
Источник: russian7.ru