Секрет коллекции Фаберже был элементарным, но великолепным. Так о нём упоминал журнал «Нива»: «Всем известна бедность, банальность, современных форм, когда художественная сторона уступила место лишь богатству. Коллаж АиФ
105 лет назад, 24 сентября 1920 года, в швейцарском городе Лозанна скончался человек по имени Петер Карл. На первый взгляд — ничего необычного. Как говорится, «мало ли в Бразилии Педров? И не сосчитаешь!». Однако это был уникальный случай — людей такого уровня можно пересчитать по пальцам. И в те времена хватало только трех. Первый палец — Тиффани. Второй — Картье. И третий — наш Петер Карл, фамилия которого была Фаберже.
Три выдающихся мировых лидера в производстве и продаже ювелирных изделий. Три законодателя ювелирной моды. Три страны, которые «делают погоду» на ювелирном рынке: Тиффани — в США, Картье — во Франции, и Фаберже — в России. И стоит ещё как следует подумать, кому из них принадлежит первое место. Не исключено, что именно Фаберже — иметь в коллекции изделие этой компании всегда было признаком престижа, а за некоторыми предметами даже шла настоящая охота.
Не только яйца. Куда пропали сокровища Фаберже и где «всплыли» Подробнее
О причинах этого говорил сам Карл Фаберже в начале 1914 года, когда с ним встретился корреспондент журнала «Столица и усадьба»: «Понятно, если сравнивать с моим делом такие компании, как „Тиффани“, „Картье“, то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня… У них можно найти готовое колье за 1 500 000 рублей… Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники! Меня мало интересует вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов».
О том, чем именно славен Фаберже, знал даже простой народ. Ну, не весь. Но те, кто имел отношение к камнерезному, например, ремеслу, знали неплохо. И, что самое интересное, говорили о Карле Густавовиче с уважением, свидетельство чему — уральский сказ «Железковы покрышки», обработанный Павлом Бажовым: «У царей, известно, положение было: про всякий чих платок наготовлен. По подарочным делам у них был француз Фабержей. В своем деле понимающий…»
Не всё то золото, что пух. Как Фаберже создавал копии цветов? Подробнее
Тут может удивить национальная принадлежность «Фаберже» — всем ведь известно, что Петер Карл был сыном остзейского немца Густава, который родился в Пярну, а умер в Дрездене. Но это как раз тот случай, когда народ видит суть. Вернее, в корни фамилии Фаберже — они действительно восходят к французским протестантам, которые бежали от религиозных преследований в Германию ещё в XVII веке.
Народ также понимал, что именно вознесло Фаберже над всеми остальными. В уральском сказе говорится так: «Призывает этого Фабержея царь и говорит: так и так, надо царице к такому-то дню приготовить дорогой подарок, чтоб всем на удивленье. Фабержей, понятно, кланяется, только тут дело вышло непростое. Брильянтами да изумрудами и другими дорогими камнями царицу не удивишь, коли у неё таких камней полнёхонек сундук набит, и камни самого высокого сорта…»
В реальности было немного иначе, но суть не меняется. Дело в том, что когда Карл Фаберже начал работать в ювелирной фирме своего отца, та звёзд с неба не хватала. В течение 20 лет — с 1865 по 1885 гг. — её продукция представляла собой именно то, что сейчас называется «дорого-богато». Франц Бирбаум, главный мастер и художник фирмы Фаберже, описывал продукцию так: «Неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застёжками. Они украшались камнями и эмалью, их образцы до сих пор можно увидеть на старых рисунках фирмы…»
Яйцо Фаберже. Фото: РИА Новости
А параллельно с 1867 года он бесплатно работает в Отделении древностей и драгоценных вещей Императорского Эрмитажа, занимаясь «реставрацией изделий с серьёзными повреждениями». То, что случилось впоследствии, показало — эта бесплатная работа стала самым лучшим вложением, которое Карл Фаберже сделал за всю свою жизнь.
Как раз в те годы раскручивается интерес к археологии. Что неудивительно — Генрих Шлиман начинает раскопки Трои в 1868 году, в 1873 году открывает «Клад Приама», а в 1877 году вскрывает «Царские гробницы» в Микенах. Сенсации мирового масштаба — многие поколения европейцев росли на изучении и зубрёжке «Илиады» Гомера, но были уверены, что всё это миф, легенда, талантливо рассказанная небылица. А тут одним махом появляются материальные подтверждения того, что всё это чистая правда…
Но только очень умный и проницательный человек мог бы догадаться ковать железо, пока горячо. Или, вернее, лить золото. Карл Фаберже был именно из таких. Да, он работал в Эрмитаже бесплатно в течение 15 лет. Но взял своё одним махом, представив на Всероссийской промышленно-художественной выставке новую коллекцию изделий и затмив, уничтожив 188 (!) ювелирных фирм-конкурентов.
Для души и вечности. Карлом Фаберже руководили азарт и чувство прекрасного Подробнее
Секрет его коллекции был прост, но гениален. Вот как о нём писал журнал «Нива»: «Всем известна бедность, банальность, нынешних форм, когда художественная сторона уступила место одному богатству. И действительно — отнимите у теперешних украшений драгоценные каменья, с их блеском и роскошными переливами всех цветов радуги — что останется? В среде ювелиров наконец нашелся человек, вознамерившийся поставить дело на прежнюю высоту. Мы говорим об известном петербургском ювелире Фаберже… В витрине Фаберже более всего заслуживает внимания коллекция копий с древнегреческих золотых вещей, найденных в Керчи и хранящихся в Императорском Эрмитаже… Государыня осчастливила Фаберже покупкою у него пары запонок с изображением цикад, которые по верованию древних греков приносили счастье. Как видим, господин Фаберже открывает новую эпоху в ювелирном деле».
Да, именно так. Залогом успеха и небывалого взлёта Фаберже стали интерес к археологии и ювелирные украшения из скифского кургана Куль-Оба, раскопанного ещё в 1830 году. К своему стилю Карл Густавович придёт потом, на рубеже веков. И всегда у него художественный замысел будет преобладать над стоимостью материалов — этому он научился у скифских и древнегреческих мастеров.
Роскошь вне времени. Уникальные работы Карла Фаберже
Карл Фаберже и его ювелиры создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона — позднее утраченная. © АиФ-Петербург / Ирина Сергеенкова
«Память Азова», 1891 год. Внутри находится модель фрегата «Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890-1891 годах. Изготовлено из нефрита в стиле рококо. © РИА Новости / Владимир Вдовин
«Пеликан», 1898 год. Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности. © Commons.wikimedia.org / Chuck Redden
Яйцо-часы «Букет лилий», 1899 год. Одно из самых высоких яиц серии. Рубиновый пандан с розами утерян. © Commons.wikimedia.org / shakko
«Транссибирская магистраль», 1900 год. Яйцо, созданное в честь строительства и открытия Транссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Сюрприз — модель поезда. © РИА Новости
«Гатчинский дворец», 1901 год. Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. © Public Domain
«Клевер», 1902 год. Ажурное яйцо. Из-за своей хрупкости очень редко передвигается или транспортируется. Одно из немногих яиц, не покидавших территорию России. © Commons.wikimedia.org / greenacre8
«Московский Кремль», 1906 год. Самое большое из яиц. На нём изображён Успенский собор, а через окна виден интерьер храма. Имеет заводные часы. © РИА Новости / Сергей Субботин
«Александровский дворец», 1908 год. Сделано из нефрита. Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры — пять портретов детей Императора. © Commons.wikimedia.org / shakko