В последнее время в российских СМИ и блогах активно обсуждается вопрос так называемой «декриминализации» товарной контрабанды. Речь идет о третьем законопроекте, внесённом главой страны в Государственную думу, касающемся изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты. Этот законопроект под номером 559740-5 предлагает серьезные изменения в уголовном праве, затрагивая преступления во внешнеэкономической деятельности.
Согласно законопроекту, предполагается полная отмена статьи 188 УК РФ, касающейся незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако это не означает, что деяния, подпадавшие под действие этой статьи, станут ненадлежащими. Напротив, ответственность за незаконное перемещение запрещенных и ограниченных к обороту товаров не только сохраняется, но и значительно усиливается. В дополнение к отмене статьи 188 предлагается ввести новую статью 226.1, которая будет касаться контрабанды таких опасных веществ, как ядовитые, взрывчатые, радиоактивные материалы, а также оружие и иные стратегически важные товары.
Первая часть новой статьи предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет, вторая часть вводит более строгие меры для должностных лиц, использующих служебное положение – срок от пяти до десяти лет. Третья часть касается организованных групп и предусматривает наказание от семи до двенадцати лет.
Что касается «товарной» контрабанды, то большая часть действий, в случае принятия законопроекта, будет подпадать под статью 194 УК РФ, касающуюся уклонения от уплаты таможенных платежей. Многие действия, ранее квалифицировавшиеся по статье 188, по своей сути являются уклонением от уплаты налогов. Законопроект предлагает значительно усилить ответственность по статье 194 УК РФ, увеличив максимальный срок лишения свободы до двух лет для первой части, до пяти лет для второй части, и вводя нововведения, касающиеся должностных лиц и организованных групп.
Вместе с тем, законопроект предполагает наличие альтернативных наказаний, таких как штраф, ограничение свободы и лишение права занимать определенные должности.
Предлагаемая законодателями отмена статьи 188 УК РФ представляется логичной, поскольку попытка привлечь к ответственности за перемещение товаров, не запрещенных, лишь затрудняет легальную торговлю. Однако новая конструкция может создать множество правовых вопросов. Например, в новом редакции статьи 194 УК РФ возникают сомнения относительно ответственности должностных лиц. Обязанность уплачивать таможенные платежи возникает только у тех, кто действительно обязан их уплачивать, и представить ситуацию, когда это лицо является должностным, довольно сложно.
Многие граждане, обращающиеся за юридической помощью, задают вопрос о действии нового закона в отношении тех, кто уже осуждён или привлечен к ответственности по статье 188 УК РФ. Ответ на этот вопрос прост: согласно статье 10 УК РФ, новые положения могут иметь обратную силу, если они смягчают наказание или улучшают положения осуждённых. Таким образом, в отношении декриминализации старой статьи будет действовать новая редакция.
Что касается усиливающей ответственности статьи 194 УК РФ, она не будет иметь обратной силы. Это значит, что лица, осуждённые до вступления нового закона в силу, смогут в большей степени рассчитывать на действующую редакцию, предусматривающую наказание до пяти лет. Учитывая длительность расследований и судебных разбирательств, многие осуждённые могли совершить преступления несколько лет назад, и согласно части 2 статьи 194, лица, совершившие преступление более шести лет назад, будут освобождены от уголовной ответственности.
Таким образом, для тех, кто совершил преступления после вступления закона в силу, будут применяться новые нормы. Таким образом, российский правопорядок продолжает эволюционировать, и новые изменения могут создать как возможности, так и сложности в борьбе с контрабандой.
