С большой радостью я слушал вчерашнее интервью Юрия Шевчука. Мне еще не приходилось слышать от российских знаменитостей столь страстной и убедительной апологетики свободного человека и вольного творчества. Прекрасно, что он говорит: в православии самое главное – человек.
Я не православный и вообще не христианин, но в священном писании религии, которую я исповедую – веры в наивысшую ценность человека – сказано, что эта вера лежит в основе всех мировых религий, в том числе христианства, потому что христианство – совершенное учение о любви (Диал. 12). Очень рад лишний раз убедиться, что Бог верно говорит в Символе веры: вера в наивысшую ценность человека всегда была и всегда будет, ибо эта вера есть и готова проснуться в каждой человеческой душе (Симв. 33).
Но главное – вопрос, почему в России нет творческой атмосферы, почему падает уровень образования и уровень грамотности, почему не происходит ничего эволюционно нового и захватывающего вне сфер распила, отката и наезда. Это общая проблема для России и Украины. Суть проблемы, как я вижу, заключается в отсутствии самоуважения.
Разумный человек уважает себя просто потому, что он разумный. Для него разум и мысли существенны. Даже материалист признает, что плоды воображения влияют на жизнь. Разумный человек не может не быть творческим и, как творческий, может с ходу выдумать сотни причин, объясняющих его ценности и важность существования. Ему не нужно унижать и насиловать других, воровать или врать, чтобы уважать себя. Ему не нужны роскошь и статусные вещи. Разумный человек знает, что только такие личные вещи, как вера в себя и стремление к развитию, по-настоящему добавляют самоуважения.
Под разумным человеком я понимаю персонажа статьи о человеке в англоязычной Википедии – того, кто отличается самосознанием. В то время как в русскоязычной версии не счли нужным даже определить человека с точки зрения психологии, ограничившись лишь его биологическим аспектом. Получается, что человек – это прямоходящее животное с обостренным инстинктом самосохранения, природа и сущность которого являются предметом философского и религиозного диспута. Вам не кажется, что эта фраза пахнет за версту пренебрежением к таким тонким материями, как философия и религия?
Различие этих подходов важно, потому что нормальное устройство общества начинается с естественных прав человека и суверенитета личности. В российской гуманитарной науке, особенно в советские времена, было характерно отрицать естественные права человека во имя общеобязательной государственной идеологии. Даже демократию, концепцию равноправных отношений между человеком и народом, понимают шиворот-навыворот, как «обязанность» личности соглашаться с большинством.
Отрицание естественных прав человека – все равно что отрицание законов природы. Заявлять, что свобода слова имеет право на существование только в интересах общества – это все равно, что утверждать, будто Солнце вращается вокруг Земли. Очевидно, что люди всегда будут думать и говорить по-разному, и это хорошо. На этом основании нужно договариваться и жить дружно. Однако вместо этого государство предлагает всем одинаково мыслить и верить, навязывает общеобязательные этические принципы, которые должны быть неписанными законами, познающимися лично и пропускаемыми через сердце.
Эти идеи еще высмеивал Козьма Прутков. Помните проект о введении единомыслия в России? «Молодость; науки; незрелость!.. Вздор!.. Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. «Собственное» мнение!.. Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?!»
Конечно, основанием для давления на различные общественные движения в России является единомыслие, абсолютно ложная теория «верховенства» законодательства над естественными правами людей. Пора удивляться, почему нет внятных протестов юридического сообщества против унижения прав человека и такого инструмента прямой демократии, как свобода собраний. Украина в этом плане немного отличается от России, поскольку наши юристы, по крайней мере на словах, не пренебрегают естественными правами человека.
Александр Пасенюк, судья Конституционного суда Украины, комментирует запреты мирных собраний при президента Януковиче следующим образом: «Мирные собрания являются формой реализации учредительной власти народа. Эта сфера не может быть предметом государственного регулирования; неестественно, когда публичная администрация управляет доверителем – народом». Тоталитарное государство стремится контролировать все аспекты жизни и внедряет общеобязательную идеологию.
Но тоталитарное государство не возникает на ровном месте. Это результат неверия в себя, самопожертвования во имя рутины. Это «голосование» рабов, а результат – власть рабовладельцев. А кто не хочет быть рабом, провозглашается ненормальным; вся государственная машина направлена против такого нонконформиста.
К сожалению, в России ликвидация Объединения Украинцев России произошла по формальным причинам. Ознакомившись с этими причинами, любой юрист скажет, что это обычные мелочи, которые не могут служить основанием для ликвидации организации. Но все придирки возникли после активной деятельности по популяризации исторической правды о голодоморе в Украине. В России на государственном уровне называются ложью оценки голодомора как геноцида украинского народа, и об этом нужно честно и открыто дискутировать.
Все это говорит о извращенном «государственническом» отсутствии чувства меры, элементарного стыда и совести. «Украинская политика» Кремля подтверждает, что тоталитарное государство несовместимо с меньшинствами – как с творческими личностями, так и с этническими группами.
Творческий человек всегда в меньшинстве, и прежде чем что-то новое станет популярным, может пройти время. Общество может оценить новшество или, напротив, запретить, не допустить его. К сожалению, у нас, славян, доминирует второй подход. Исключение составляет лишь сфера насилия, где всякая инициатива приветствуется.
Тем не менее, человек, которому хватает доброй воли быть свободным, и мудрости воспринимать других такими, какие они есть, сможет стать достойным членом любого общества. Такова природа свободной личности, сила творчества которой отвлекает людей от страха и злобы, заставляет чувствовать себя людьми. И поэтому я рад, что в России есть настоящие проповедники человечности, такие, как Шевчук. Удачи Вам, Юрий Юлианович.