Poshlost

Зовут на очередную «общественно-важную передачу», просят написать очередную «злободневную колонку», дать «актуальный комментарий»… И ты говоришь: нет. Говоришь вдруг. А потом еще. И еще раз. Не то что ехать куда-то, даже говорить ничего не хочется. И не потому, что сил нет или нечего сказать. А потому что – poshlost. Ужасная. Слово, которое Набоков не мог перевести студентам и записывал латиницей.

Недавно в ожидании электрички я зашел в привокзальную кафешку. Взял пиво, сел.

– Не помешаю? – за столик, шурша красной курткой, опустился мужик – тоже кружка пива, опрятный и ясноглазый, но с нервной гримаской.

– Самолет упал? – показал лицом в сторону телевизора, зависшего над баром.

– Бидон… – Беда, – кивнул я.

– Бидон! – повторил он энергично.

– Что?

Он как будто только и ждал вопроса. Сразу начал сыпать словами, горячими и сухими.

– Ничего не строим. Карамель и пастила, да? Все разрушено! Гладиолусы и маки! – Что? – Гладиолусы и маки, говорю. Не прав? – А… — протянул я растерянно, удивляясь незнакомому сленгу.

– Ну вот. Воруют все время… Пингвин и енот! И нефть качаем. Ноздря! Ноздря, а? Воруют и правят, как хотят… Рабага тэра! А демография! Дандор керак… Отъедь от Москвы – и что?.. Бамбуза!

Он перешел на таинственные пароли.

– Лима паракура! Зинадун тул! Лявах гарын! – говорил он. Он был серьезен. Он зарозовел. Наверное, он был не в себе, привокзальный этот человек, но, кажется мне, он точно понял: главное – язык.

Кто-то же должен устать от повторения одних и тех же горестных штампов. Прежние слова хотя бы надо чем-то прореживать – другими, случайными или, может быть, совсем новыми, небывалыми, несуществующими. Звучащими как будто на редком африканском диалекте.

Прислушайтесь к себе. А вам не хочется сбежать от пошлости в какую-то другую речь? Сегодня не только слово «политик» позорно, но и «публицист» все чаще означает: пошляк. Правильные слова тоже бывают враньем. Когда ни на что не влияют.

Вы знаете, допустим, почему одних полпредов заменили на других? Нет. Вас это не касается. Власть бронирована и тонирована. Продолжайте болтать. Вы можете пошатнуть своими блогами и статьями хотя бы карьеру одного министра? Едва ли. Зато можете сокрушаться обо всем, и об этом тоже.

Ваши слова наверху подхватят с удовольствием. Скажите: «Я ничего не решаю», и голос свыше с выражением повторит: «Граждане не чувствуют свою причастность к событиям в стране». Пустое эхо.

Сегодня умножением политических слов заняты те, кто однажды, увы, избрал своим уделом их говорение и написание. Но обличения тщетны, прогнозы несбыточны, а идеи, еще недавно вызывавшие сердцебиение, похищены и выпотрошены. Высокие слова опущены. Даже былые убеждения уже ничего не объясняют.

Странно: последнее время дискуссий вроде бы стало больше, но ощущение пошлости усилилось. Не оттого ли, что теперь дозволены острые слова? Это даже поощряется. Кричите о коррупции и катастрофах, обвиняйте «верхи» (абстрактные по ТВ и конкретные по радио). Громче! Все равно: чем громче – тем пошлее…

Очевидный поверхностный слой абсурда – официоз. Среди деградации и дегенерации произносятся фразы об инновациях и модернизации. Дикторы каналов равнодушно-приветливыми губами читают чушь и нелепицу. Ни протест, ни внутренняя солидарность с читаемым не занимают их.

Потом в курилке, отмывая рты дымом, они обсуждают, куда полетят загорать и где достать хорошую няню. А если вдруг заговорят про политику и страну, то скажут одинаковые слова о том, как все ужасно – сгнило, сломалось, скоро окончательно грохнется, – и каждый махнет рукой небрежно и безразлично.

Все превратились в актеров, играющих давно надоевшие роли. Кто-то притворяется следователем, кто-то иерархом, кто-то певцом… А вон тот притворяется большим начальником и под камеры распекает начальника поменьше, или бдительно допрашивает, или покровительственно выслушивает, или мчится позировать на новом славном фоне, – и сам, кривя щеку, видит, что врет, и все видят, но все-таки игра – последнее, на чем держится такая реальность.

А другие изображают борьбу на выборах. И когда возникает в игре неизбежный сбой, никто вокруг не верит в натуральность конфликта, все убеждены, что это спектакль. Ничто же не должно мешать привычной убогой вялости.

Все же заучили: если где и вспыхнет живой раздор – туда без промедления обрушится тонна шипящей пены. Выборы – это гул. Сплошной гул, в котором все слова слиты.

Так в театре, со сцены, создавая эффект рокота, говорят одновременно одну и ту же фразу: «Что говорить, если нечего говорить?». Ее повторяют – и производят шум оживленного разговора.

Зато третьими завладело прямодушное негодование. Они бьются о стену без конца и без результата, и постепенно их движения обретают ритм и все ту же ритуальность.

«Ты не поверишь!» – истошно орет телевизор, но никто и не собирается верить. Можно посадить любого – на глазах у всей страны. Например, майора, который пожаловался на то, что в части жрут собачьи консервы. И все, кому не лень, погудят в Интернете, заранее смиряясь с любым приговором. Любого можно выбросить из политики, обвинив во всех смертных грехах, а потом как ни в чем не бывало вернуть, подрумяненного и припудренного.

И лишь некоторая тоскливость голоса и рассеянность взгляда будут выдавать в возвращенном – теперь уже тоже упыря. Ложь впитывается кожей и переходит на отношения.

Как воспитывать детей, чему их учить и как с ними дружить? Готовить к подлости выживания или к отъезду? Или, черт с ними, – пусть растут как растут? И можно ли их ругать за вранье?

Недавно учительница младших классов из Петрозаводска рассказала мне, что ее школьники не любят родителей. Она зачем-то спросила у класса – и все, один за другим, стали говорить, что не любят. Отвечали без страха. Кто равнодушно, кто со смешком. Может быть, напала на них откровенность? Они чувствуют чуждость и беспомощность пап и мам? Или, может, дети наврали? Начал врать один, подхватил другой, цепная реакция… Решили подлизаться к учительнице – пожалей сиротинушек. Ведь любое вранье – просто игра.

А может, во всем этом есть спасительный смысл? Вернуться в себя. Вспомнить о смерти. Уехать за городскую черту. Пойти в лес. Сочинять стихи. Мурлыкать под нос. Долго бродить. Заблудиться. Промокнуть под дождем. Выйти к незнакомому поселку. Окрикнуть таджика на велосипеде. Он не отзовется. Обнаружить, что потерял мобилу. Идти. Идти всю ночь. На рассвете найти свой дом. Сладко заснуть. Проснуться от того, что в комнату вбежал ребенок. Играть с ним долго, сколько он захочет, и услышать от него восторженные боевые кличи, придуманные им: – Диндля! Бомбля! Тутсик! Подхватить со смехом и тоже придумать какие-то новые слова. И понять, как действовать.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы