Классическое занятие философии — изучать связи идей и вещей. И время сейчас для таких изучений более чем подходящее. Время, когда воплощаются самые неожиданные идеи. И самым неожиданным образом. Почти ежедневно что-то интересное. Вот Новосибирск 2021, середина октября. К главному корпусу ведущего городского университета НГТУ был привезён бомбардировщик Су-24. Установлен на постамент. Теперь это городской памятник. Предмет искусства. Арт-объект. А кроме того, он представляется как воплощение университетских креативных энергий.
Что есть бомбардировщик? Какая идея в нём воплощена? Убираем всякую идеологию и смотрим с позиций классической философской логики, по схеме Аристотеля. А по этой схеме всякая идея неразрывно связана с самой вещью. Заключена в вещественной оболочке и прямо связана с тем, для чего вещь предназначена во всей совокупности её элементов. Собственно, идея вещи, по Аристотелю, — это и есть её предназначение. Цель, для которой она создана, собрана. Идея вещи познаётся по её целеполаганию, — примерно так говорит философ в своей «Науке логике».
Цель бомбардировщика — быть оружием массового поражения и уничтожения. Какой эффект ожидается от его целевого применения? Эффект разрушенных зданий, оторванных человеческих конечностей и внутренностей, разбросанных по округе. Именно таковы последствия от попавшей в цель и разорвавшейся бомбы. В общем, идея, цель и назначение бомбардировщика – нести смерть.
Вопрос: именно эту идею, идею смерти, хотели презентовать в городском пространстве те, кто установил бомбардировщик на пьедестал? Возможно, они думали совсем о другом. Но, если посмотреть с позиции классических философских причинно-следственных связей, — это как-то так.