Выступление группы Pussy Riot в Кафедральном соборе Русской православной церкви вызвало масштабную дискуссию о роли и месте церкви в российской жизни. Обсуждается, насколько она, представленная патриархом и поддерживаемая чиновниками и рядовыми прихожанами, соответствует христианским заповедям, духу и традициям, морали и нравственности. В защиту артисток высказываются мнения о том, что власти и их сторонники нарушают христианские идеалы, поскольку у них отсутствуют милосердие, готовность к прощению, доброта и любовь к ближнему.
Однако, возникает вопрос: почему никто не дополняет свои размышления очевидным выводом? За последние два десятилетия не раз возникали мысли о разнообразных действиях церковников, и логично предположить, что Русская православная церковь вовсе не является христианской в истинном смысле слова. Скорее, она представляет собой самобытную национальную церковь, отражающую и выражающую национальный характер и коллективное бессознательное народа на современном этапе.
Русское православие, таким образом, можно рассматривать как национальную религию, что объясняет обожание государства и власти, стремление к единению с ними в экстазе, презрение к свободе, включая борьбу с её проявлениями, а также стремление к роскоши и стяжательству в условиях бедности большинства прихожан. Это порождает воинствующий национализм, где гордыня сочетается с чувством обиды на кощунство окружающего мира.
Поэтому возникает стремление защитить всё русское, не щадя никого. Это также ведёт к последовательному антизападничеству, причём осуждаются другие ветви христианства, которые “неправильно” почитают Бога. Если рассмотреть эти наблюдения без мотивации, становится очевидным, что Русская православная церковь обладает схожими чертами с российской государственной властью. Это позволяет отнести её к категории национально-государственной религии.
Такое её обличие окончательно сформировалось в постсоветский период — это своеобразный мракобесие, отражающее культурно-этическую отсталость. Исторически Русская церковь цеплялась за свою ортодоксию и отвергала перемены, что привело к уничтожению всего положительного в православии на протяжении XX века, в то время как в мировом христианстве происходили естественные процессы развития.
Сначала под влиянием Сталина, затем после его смерти, Русская православная церковь оказалась под контролем государственных структур. В новое время РПЦ, деградировавшая на протяжении XX века, была оставлена сама себе и вскоре проявила все свои недостатки: упадок, узколобость и фундаментализм. Разумеется, всегда были и стойкие пастыри, которые, несмотря на давление, добросовестно исполняли свой долг.
И сейчас существуют разрозненные, но достойные верующие, которые чтут заповеди Христа. Однако они оказываются в меньшинстве, без власти, что напоминает отношения, в которых находятся россияне с государством и его структурами. В этом контексте религию трудно назвать христианской, так же, как и страну — свободной. Да, есть свободные люди и медиа, но дух свободы, к сожалению, отсутствует.
