В 2025 году зрителям был представлен сериал «Москва слезам не верит. Всё только начинается», созданный Ольгой Долматовской и Жорой Крыжовниковым. Кадр из сериала
Неизменный закон современного художественного процесса утверждает, что любое советское кино, которое имело успех, в конечном итоге будет переснято.
Шедевр на интуиции
В 2025 году тяжелый каток переосмыслений затронул фильм режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Стоит отметить, что к ленте начали присматриваться еще при жизни автора, когда поднимался вопрос о создании продолжения. Однако в конечном итоге Меньшов решил, что дальнейшего развития однажды рассказанной истории не произойдет.
Здесь, вероятно, стоит напомнить, что сам успех фильма «Москва слезам не верит» стал настоящей сенсацией. Сценарий, который все, включая его автора, считали не самым удачным, история, которую коллеги Меньшова сочли примитивной… Категорическое нежелание многих актеров участвовать в проекте.
Премьера советского фильма состоялась в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звёздный», мировая — 11 февраля 1980 года. В 1981 году кинокартина была удостоена премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР. Фото: Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Таким образом, колоссальный зрительский успех и «Оскар» стали тем, что более «продвинутые» отечественные авторы никогда не могли простить Меньшову.
Сам режиссер вспоминал, что работал с ощущением, что данная история будет интересна людям. Кроме того, он полагался на свою интуицию, и она его не подвела.
Москва слезам поверила. Смотрите на актеров нового сериала и фильма Меньшова Подробнее
Близкие Меньшова просили не давать сериалу название фильма. Их не послушали
В 2025 году публике представлен сериал «Москва слезам не верит. Всё только начинается», который был создан Ольгой Долматовской и Жорой Крыжовниковым.
В арсенале Крыжовникова есть дилогия «Горько!», «Самый лучший день», «Лед 2», а также нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Таким образом, он талантливый и опытный режиссер, известный своими провокациями. Поэтому история с новым проектом была обречена на скандал.
«Москва слезам не верит. Всё только начинается» (2025 год) — музыкально-драматический сериал. Сюжет: история трех подруг, которые в начале 2000-х приезжают в летнюю столицу в поисках любви и счастья. Через 20 лет они снова встречаются в городе — уже взрослые и с надеждой на второй шанс. Кадр из сериала
Весной 2025 года, общаясь с KP.RU, дочь создателя оригинального фильма, актриса Юлия Меньшова отметила: «К ремейкам у меня негативное отношение. К происходящему с фильмом Жоры Крыжовникова я отношусь с опаской, потому что у меня была единственная просьба к ним — не называть этот фильм «Москва слезам не верит». Но, по-моему, именно так его и назовут».
А вот что в интервью другому изданию на этот счет говорил Крыжовников: «Нельзя отрицать, что в основе лежит сценарий Черных, на который мы приобрели права. Он стал отправной точкой для наших исследований, как могла бы такая история развиваться в наши дни… Святому от нашей попытки пересказать эту историю хуже не будет. Святое — это святое, оно чисто и непорочно… И, кроме того, в драматургии постоянно что-то пересказывается, и в кино это происходит более чем регулярно».
«Не то пальто!» Первые отзывы зрителей о сериале «Москва слезам не верит» Подробнее
Эра вторичности
И тут возникает вопрос, который можно задать не только Долматовской и Крыжовникову — не слишком ли много стало «пересказов»? Оригинальные идеи как в России, так и за океаном встречаются все реже. Звезд в продолжениях одних и тех же проектов используют до пенсионного возраста.
В родных пенатах извлекли из пыльного шкафа «Счастливых вместе», а в «Универе» снимается следующее поколение актеров, по сути воспроизводящих те же образы.
Но главный вопрос к Крыжовникову — зачем было все-таки давать своему проекту название, которое близкие Владимира Меньшова так настоятельно просили не использовать?
Если у Меньшова каждый штрих, каждая фраза привносили новые краски и оттенки, то в сериале этого нет совсем. Кадр видео
Ответ прост: потому что скандал гарантирует внимание. И даже неизбежное отторжение, которое возникает у старшего поколения, становится для авторов поводом для взаимодействия с молодежью — смотрите, взрослые считают, что только у них есть чувства и ностальгия.
Нечего сказать? Пой!
А что помимо скандала? Создатели акцентируют внимание на мюзикл, опираются на музыкальные номера, что тоже не является новшеством: кто этим только не занимался, начиная от «Стиляг» и заканчивая ганстерами в «Пророке».
Не то чтобы у Меньшова не было песен, но они сопровождали драматическое, а не подменяли его. Это не грех, но возникает ощущение, что саму историю создатели сильно упрощают.
И это упрощение моментально нивелирует любые попытки сравнения. Если у Меньшова каждый штрих, каждая фраза, каждое эпизодическое появление того или иного персонажа привносили новые оттенки и нюансы, то в сериале этого совершенно нет. И даже спорить о том, насколько хорошо играет новое поколение актеров, нет смысла — все выглядит слишком поверхностно.
«Бытовая мелодрама». Почему «Москву слезам не верит» сначала не оценили Подробнее
Фальшивые елочные игрушки
Несомненно, каждое поколение ностальгирует по своей юности. Исходя из этого, мне, которому на момент выхода фильма Меньшова было всего четыре года, гораздо ближе должна быть история про «Фабрику звезд», гамбургер за 17 рублей и так далее — так или иначе, это охватывает времена моей молодости. Но то ли автор этих строк не склонен к ностальгии, то ли исполнение авторов слишком примитивно, но это никак не трогает.
Героини Меньшова не сгибались под ударами, позволяя себе лишь краткие слабости. И это как раз отражало реальность вокруг — Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова показали три судьбы не мифических, а вполне реальных женщин своего времени. Это подтвердилось тем, что в историю поверили как у нас, так и за океаном.
Картина отражает реалии и мечты советского общества конца 1970-х годов. Кадр из фильма
Есть можно, но не все захотят
Когда в сериале актеры повторяют примерно те же жесты, возникает ощущение, что ни режиссеры, ни артисты просто не переживали подобных чувств и эмоций. К сожалению, они не могут даже правдоподобно это сыграть.
Конечно, мастерство Крыжовникова не позволяет зрелищу разбиться — если не углубляться в идеологические противоречия, сериал можно смотреть.
Но разница между картиной Меньшова и сериалом 2025 года примерно такая же, как между рестораном высокой кухни и фастфудом.
И все бы ничего, но странно пытаться наклеить мишленовские звезды на киоск с шаурмой. Это выглядит крайне вульгарно.
Кадры со съёмок «Москва слезам не верит» к выходу фильма в повторный прокат
Алексей Баталов (Гоша) и Вера Алентова (Катерина) на съёмках фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Александр Фатюшин (Гурин) и Ирина Муравьева (Людмила) на съёмках фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Борис Сморчков (Николай) и Раиса Рязанова (Антонина) на съёмках фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Владимир Меньшов, Алексей Баталов (Гоша) и съёмочная группа фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Наталья Вавилова (Александра) на съёмках фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Вера Алентова (Катерина), Евгения Ханаева (мать Родиона), Владимир Меньшов на съёмках фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Афиша фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»
Владимир Меньшов, Вера Алентова (Катерина), Юрий Васильев (Родион) и съёмочная группа фильма «Москва слезам не верит» Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»