«Бессмертные полки»: настоящий и фальшивый

На самом деле картина развития событий с «Бессмертным полком» уже вполне ясна. Полвечера были потрачены на разговоры с людьми, стоявшими у истоков этого народного движения, и все встало на свои места. История простая, плоская и, несомненно, типовая. Нам стоит готовиться к повторению таких ситуаций снова и снова.

Суть очевидна: сначала рождается — «снизу», благодаря естественной, благородной гражданской инициативе — действительно общественное движение; а затем его перехватывает и присваивает государственная властная машина, превращая его в механическую пропагандистскую игрушку. Это позволяет власти легко манипулировать своими марионеточными «фронтами» и «партиями». Можно вспомнить тех, кто еще в 2012 году создал народное движение «Бессмертного полка» в Томске и 9 мая того же года впервые провел марш участников этой инициативы. Именно эти люди, во главе с Сергеем Лапенковым, Сергеем Котловкиным и Григорием Кунисом, позволили гражданской инициативе сформироваться и постепенно разрастись до сотен городов и миллионов участников. Их заслуга — распространение благородного и скорбного замысла по всей России, превращение его в массовое движение, к которому в нынешнем году присоединилось не менее 5 миллионов человек.

Эти люди, вместе со своими коллегами и друзьями, вели «Бессмертные полки» в большинстве наших городов. Никакой фальши, никакой лажи, никакого вранья, ни обмана с массовкой не было. Люди выходили на улицу, движимые естественным порывом, неся фотографии своих родных. Никому не приходило в голову превращать это горькое чувство в способ подогреть агрессивную истерию или заработать благоволение начальства. Однако уже в середине 2013 года в движении «Бессмертного полка» появились政治ческие «рейдеры». Столичная мэрия не была готова видеть в роли координатора московского движения никого, кроме Николая Земцова.

Эту фигуру активно продвигал вице-мэр Горбенко. Организаторы «Бессмертного полка» в феврале прошлого года отказались работать с Земцовым и исключили его из числа организаторов движения. Именно этот Николай Земцов при поддержке московской мэрии организовал альтернативную структуру «Бессмертный полк — Москва». Важно отличать «Бессмертный полк», настоящий, от «Бессмертного полка — Москва», фальшивого. Это не следует путать.

Чем отличается один от другого? Имя «Бессмертного полка» использовалось в политическом пиаре партии «Единая Россия», которая проводила пикеты в поддержку «Бессмертного полка». Участники пикетов были одеты в цвета партии, неся её символику, что создавало ощущение того, что «Бессмертный полк» — проект данной политической организации. Все это однозначно нарушает Устав Полка, определяющий его неполитический характер.

Предсказуемо, правда? Чего-то подобного можно было ожидать. К началу нынешнего года «Бессмертный полк — Москва» стал инициативой Объединенного Народного Фронта. За него взялись лидеры политической структуры, управляемой из Администрации президента: секретарь «Общественной палаты» Александр Бречалов и Станислав Говорухин. Открылись бюджетные ресурсы, начали происходить автобусные подвозы служащих, мобилизованных студентов, и массовое размножение чужих фотографий. Завершением стало неизбежное нахождение всего этого фальшивого реквизита в мусорных баках.

Отдельного упоминания заслуживает коммерческая составляющая всей затеи. Под видом рекламной акции движения по всей стране прошло концертное турне артиста Василия Ланового, организованное его директором Антониной Журавлевой. А также, как всегда, бесконтрольный сбор пожертвований «на нужды проекта». Это чтобы «Провал», как учил нас товарищ Бендер, не слишком проваливался. Сколько собрали? На что потратили? Кто теперь разберет…

Так оно и будет каждый раз, когда чиновничья свора будет бросаться на живую, полную человеческого чувства концепцию. По-другому они не умеют и не хотят. В общем, в следующий раз будьте внимательнее. Обращайте внимание, кто и как продает ваши горячие порывы и кто за них отчитывается перед начальством.

Оцените статью
Ритм Москвы