Сергей Рыжов: Очки-дождевички…

С наступлением холодной осени в России на телеэкранах все чаще звучит удачная шутка: «Осень, время снять свои солнечные очки и одеть очки-дождевички». Однако, в преддверии политической осени 2015 года беларусы уже начинают воспринимать это заявление с политическим подтекстом. Как это отразится на различных сегментах общественного и политического бытия, постараемся рассмотреть.

За 20-летнее правление самого избираемого чиновника в мире у беларусов сложилось немало примет. Например, если власти обещают очередную «сказку», значит, дело труба: пора хватать из заначек остатки сбережений и мчаться скупать все, что может понадобиться попавшему на необитаемый остров партизану. А если обещания звучат в преддверии президентских выборов — жди скорого обвала и заморозки зарплат, очередного витка инфляции с шокирующими изменениями на ценниках. Президент предупредил, что соотечественники вскоре будут ходить в магазины как в музей.

На прошедшем обсуждении итогов выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси за девять месяцев текущего года была озвучена противоположная позиция: «в 2015 году, году президентских выборов, будет устойчивое развитие экономики, снижение инфляции и рост доходов населения». Вот и получается, что правительство говорит одно, действительность — иное, а из уст первого лица страны порой звучат фразы, ставящие перед аналитиками неразрешимые дилеммы.

Как же бедолаге, вынужденному анализировать беларусскую действительность, понять противоположность между народом, правительством и правителем? Здесь, как говорится, без специальных «очков» не обойтись. На заседании с участием представителей Администрации президента, Национального собрания, Совмина, министерств и ведомств, Нацбанка и Ассоциации белорусских банков была озвучена необходимость проведения «взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на поддержание устойчивого развития экономики». Иными словами, резкое падение российского рубля не должно отразиться на курсовой политике Национального банка.

В амбициозных заявлениях прозвучала фраза, что эта политика «по-прежнему будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля». В Нацбанке обещают сохранить привлекательность вкладов в национальной валюте относительно иностранной. Кроме того, юридическим лицам обещано продолжение процесса снижения процентных ставок по новым кредитам в национальной валюте. Однако, здравомыслящие люди в зале понимают реальную ситуацию и зависимость от соседей.

Радужные банковские перспективы предваряются оговоркой: «банками должен делаться акцент на кредитовании эффективных проектов отечественных производителей». Насколько они были эффективны прежде, высказывались не только президент и его оппоненты, но и те, кто выделяет средства. Вероятно, трудно сказать, сколько из тех, кто слышал очередные заверения, поверили словам тех, кто их в последние годы регулярно вводил в заблуждение.

Одно можно утверждать точно: при лукашевизме рост потребительских цен опережал аналогичные процессы в соседних странах, а девальвация национальной валюты с 1990 года составила 80 миллионов раз. Насколько упало доверие беларусов к заявлениям официальных лиц лукашенковской вертикали, не раз демонстрировала реакция народа на очередные обещания.

За 20 лет правления Лукашенко было сделано много. Некогда мощное сборочное производство Советского Союза успешно превращено в попрошайку, 20% населения стали гастарбайтерами. Частный бизнес вырезан или бежит за границу. Закрываются градообразующие предприятия, выбрасывающие работников на улицы. Даже селяне отправляются на заработки в Смоленщину и Подмосковье. В открытую страну уезжают даже кондукторы. Как иначе прокормить семьи? Врачи и преподаватели не исключение: первые работают в частных клиниках, вторые — в качестве гувернанток с проживанием и питанием за счет работодателя.

В стране нарастает фашизация, о которой открыто говорят врачи, и это не пустые слова — одна карательная психиатрия чего стоит. Не случайными оказались слова правозащитной организации «Amnesty International», заявляющей, что в Беларуси «систематически попирается право на свободу выражения мнений». Людям жестко ограничиваются права на свободу собраний и объединений… Это ведет к изоляции страны, а в 1997 году Беларусь потеряла статус специального приглашенного члена из-за сообщений о фальсификации выборов.

В единственной стране постсоветского пространства вновь разворачивается система ГУЛАГа в виде ЛТП, давно отмененных в цивилизованных странах. Попав туда, гражданин обречен на бесправие и рабский труд. Но Лукашенко пошел еще дальше: даже за нахождение в СИЗО или статусе безработного беларусу вскоре придется платить.

Экономический крах системы Лукашенко дополняется новыми событиями. Причина ясна: у беларусского «бацьки» заканчиваются деньги, а в долг разумные люди не дают. Много лет спасавшая страну от экономического краха российская «нефтегазовая корова» сама переживает трудные времена, а новых спонсоров для диктаторского режима не находится. Время платить по долгам, а делать это не хочется. Да и нечем.

Вот и получается, что «Пан атаман Грициан Таврический» без казны — вовсе не атаман, а обычный уголовник. Слова киногероя из фильма «Свадьба в Малиновке» Попандопуло: «Слушай, что-то мне не нравится здешний режим. Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера» уже стучат в воспаленном сознании, но отдают каким-то предвкушением. Надеюсь, предвкушением перемен. Перемен к лучшему…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы