С начала пандемии коронавируса я еженедельно готовлю для нашей газеты статистику по этому заболеванию в Республике Алтай. В частности, наблюдаю за динамикой смертности. Исходные цифры публикуются ежедневно в нашем Телеграм-канале «Республика Алтай. Официально».
1. Как у нас взялись «растягивать» статистику смертности при помощи «оговорки»
До середины января 2021 года коронавирусный штаб публиковал цифры по смертности без особых изменений: умер, например, 12 января человек в ковидном госпитале, и на следующий день, 13 января, появлялось сообщение вроде: «За отчётные сутки скончалась 49-летняя жительница Горно-Алтайска». Это была понятная статистика. Однако примерно со второй половины января штаб начал использовать метод «оговорок». Например, за 30 сентября 2021 года в Республике Алтай, согласно данным ncov.blog, зафиксировано 2 смерти. А сообщение в сводке за 30 сентября выглядело так: «Зарегистрировано два случая смерти пациентов с коронавирусом. В июле скончались 77-летний житель города Горно-Алтайска и 68-летний житель Майминского района». То есть, данные были опубликованы 30 сентября, а факты смерти произошли в июле! И это не единичный случай, это стала системой.
В течение двух месяцев, августа и сентября, штаб вносил в сводку не более 2-х смертей с оговоркой, что они произошли в июле. Примерно такая же схема использовалась и с публикацией данных с февраля по июнь, но в этом случае отложенные сообщения о смертях попадали в статистику в течение следующего месяца. Смерти за июль же были «растянуты» на 2 месяца. Оправдание для этой схемы было озвучено ещё в начале года: мол, не по всем смертям от ковида оперативно поступают заключения патологоанатомов. Но до середины января такие «отложенные» сообщения соседствовали с актуальными цифрами «за отчётные сутки», а потом полностью их заменили. Это, как вы понимаете, сделало сводки по смертям малопригодными для оценки текущей обстановки.
2. Что прячут под «растянутой» статистикой?
Суммирование цифр «растянутой» статистики по месяцам выявило удручающую картину. Судите сами. Цифры смертей из официальных сообщений коронавирусного штаба в Республике Алтай и данные по России для сравнения:
Примечание — 1: приведённые цифры смертности по России взяты у РБК и включают случаи, где коронавирус — основная причина смерти, а также случаи, когда инфекция предполагается как основная причина.
Примечание — 2: Население России больше населения Республики Алтай в 660 раз.
Апрель: 19 умерших [очевидно, отголосок зимней «волны»]. В России за этот же период — 16 тысяч умерших;
Май: 4 умерших [эпидемия в Республике Алтай затухала. Население у нас не плотное, не Москва]. В России 15,3 тысяч умерших;
Июнь: 24 умерших. В России — 23,8 тысяч умерших;
Июль: 93 умерших. В России — 44,1 тысяч умерших.
Чтобы корректно сравнить нашу ситуацию по смертности с общероссийской, я построил графики смертности от коронавируса на 100 тысяч населения за апрель-июль. Как видно, в июле мы откровенно обогнали Россию. Число умерших от коронавируса в Республике Алтай в июле по сравнению с маем выросло в 23 раза! Однако благодаря манипуляции с публикацией статистики, это не было очевидно широкой общественности. В начале июля, на фоне искажённой статистики, в республике принималось важное решение — проводить или отложить на год межрегиональный праздник «Эл Ойын», в котором участвуют тысячи людей. Разум тогда возобладал, ряд местных политиков под давлением «продавили» решение об отложении праздника.
Тем не менее, статистика — это лишь цифры. Тревогу начали бить местные похоронные агентства, которые на условиях анонимности посоветовали: «Не поленитесь — постойте возле спецморга в Чемале и посчитайте, сколько катафалков оттуда выходит. А катафалков по 2-3 в день, при этом морг специализированный».
3. Причина вспышки — туризм во время «чумы»?
Что же стало причиной такого роста? Думаю, главный фактор в том, что с мая в Республике Алтай начался туристический сезон — сюда приехали сотни тысяч людей извне, в том числе на многочисленных авиарейсах из Москвы (до 30 июня регион с населением 220 тысяч человек посетило 1 миллион 100 тысяч человек). Получается, что несколько десятков жителей Республики Алтай стали жертвами турсезона. Боюсь, что цифры за август покажут такую же, если не более печальную картину.
Сергей Михайлов
P.S. В Республике Алтай есть лишь один коронавирусный спецморг в Чемале. Текущую динамику смертности можно было бы оперативно получать на основе данных о количестве умерших, поступающих в него. Соответствующий запрос был отправлен в республиканский минздрав ещё в начале августа. По Закону «О СМИ», нам должны были предоставить эту статистику в течение 7 дней. Однако республиканский минздрав не отвечает, и мы готовим иск в суд.