Поселок Верхняя Верея Нижегородской области прошлым летом выгорел дотла. По распоряжению президента на месте сгоревших домов построены новые. Эта история активно обсуждалась на центральных телеканалах прошлой осенью. Поддержка правительства и партии «Единая Россия» также не осталась без внимания: «Президент: И «Единая Россия» тоже внесла свой вклад… Реплика: «Единая Россия», да. Реплика: Большой вклад… Президент: Большой вклад? Реплика: Да, молодцы. И помогли в строительстве… И были моменты, кстати, с «Единой Россией» мы решили вопрос по поднятию фундаментов…»
15 мая, в рамках визита в Нижегородскую область, я приехал в Верхнюю Верею по просьбе местных жителей. Естественно, не для того, чтобы порадоваться их жизни в новом жилье. Однако, при первом взгляде, действительно, было чему порадоваться. Аккуратные домики разных цветов и размеров выглядят гораздо привлекательнее, чем традиционная застройка. Ощущение простора добавляет радости: ни деревья, ни постройки не мешают обзору. Благодать, да и только!
Но не все так гладко. Взгляд радует, но как, например, жить без подсобных строений? Хотя деньги на них были выделены, строить их никто не собирается. При этом строительство сараев и бань гражданами запрещено. «Пять лет нельзя строить ничего возле дома, мол, гарантия. И что нам делать эти пять лет? Мы живем между городом и деревней, как это назвать теперь и сами не поймем, но слово на язык просится нехорошее! Все хозпостройки – не ближе, чем 15 метров от дома, и только на заднем дворе. То есть мы стали не хозяевами своих земель, а сторожами строительной выставки», – жалуются местные жители.
Жалобы верхневерейцев пришлось принимать на крыльце фельдшерско-акушерского пункта, поскольку больше негде. Всего было принято 16 жалоб, касающихся всего поселка. После схода мы вместе с жителями осмотрели дома. Самая серьезная проблема – отсутствие дренажной системы. Старая труба в процессе строительства была разрушена, а о новой строители не позаботились. Хотя деньги на это тоже выделялись. В результате весной потоки проложили свои канавы, заглянув почти в каждый дом.
Однако вода на улицах – это еще полбеды. Полная беда – это вода в домах. Сырость в поселке была всегда, но фундаменты старых домов учитывали этот фактор, и подвалы оставались сухими. Теперь же картина выглядит так: те, у кого есть средства, ставят в подвалах насосы марки «Малыш». Однако это мало помогает. Хозяин дома, находящегося рядом с пожарным прудом, объяснил, что его фундамент был опущен с положения выше уровня пруда до ниже. Его подвал стал филиалом пруда, и никакие электронасосы не помогут. И никакие молодцы-единороссы, которые «решили вопрос с поднятием фундаментов».
В 16-ти домах подвалов нет вообще из-за бракованных фундаментов. Их хозяевам районная администрация пообещала выплатить компенсацию за халтуру (по 95 тыс. руб. каждому), но так и не выплатила. Многие дома протекают не только снизу, но и сверху, особенно 56 домов самарской сборки. Эти дома серии «65 квадратных метров» также не подходят для комфортного проживания: в тамбурах и туалетах нет тепла. «Заходишь в туалет, как на улицу», – утверждают жители, что зимой малоприемлемо для деликатных дел. Протекающие крыши и другие последствия некачественной сборки строители чинить не собираются. «Гарантия есть, а гарантийного ремонта не добьешься. Ждем, пока часть гарантий через год закончится?»
Не были проведены работы по благоустройству прудов и рытью общественных колодцев, на что также выделялись средства. Во время посещения поселка в сентябре прошлого года президент пообещал выделить каждой семье по 3 млн. рублей: 2 млн. на дом и 1 млн. на инфраструктуру. По подсчетам жителей, реальная стоимость построенных домов не превышает 1 млн. рублей. Затраты на инфраструктуру тоже значительно ниже заложенных. «Сделано дай бог наполовину, это даже навскидку видно. Например, бетонируют что-нибудь – укладывают куб, а нас пытаются убедить: «Мы три куба сюда бухнули!» Кто уполовинил бюджетные деньги, не выполнив указанные работы? Забыть этого человека невозможно, ведь его портреты развешаны по поселку, как в 30-е годы – портреты Сталина.
В какой поразительной стране мы живем! Стоит выделить (за счет бюджета!) средства на помощь пострадавшим людям, как начинает происходить пиар: 1) премьер-министр, принявший решение; 2) партия премьер-министра; 3) региональное и местное руководство, которое получило часть денег; 4) олигарх-подрядчик, не выполнивший обещанного объема работ. При этом ни одна из этих категорий не вложила ни копейки из собственного кармана, а четвертая категория на этой помощи заработала, частично присвоив и незаработанную часть!
Добавить к этому нечего, кроме одного. 1 ноября прошлого года президент, осматривая поселок, назвал среди оказанных ему благодеяний и канализацию. Возможно, никто не осмелился поправить его. Но факт остается фактом: НИКАКОЙ КАНАЛИЗАЦИИ В ВЕРХНЕЙ ВЕРЕЕ ТАК И НЕ ПОСТРОИЛИ. Так что пиар у чиновников и подрядчиков оказался не только подмоченным, но и подгаженным.