В пятницу были опубликованы первые декларации чиновников за 2010 год. Согласно Указу президента №1066, проверка деклараций высших чиновников проводится президентским советом по борьбе с коррупцией. Инициировать проверку могут политические партии, общероссийские общественные объединения и общественная палата. Срок публикации деклараций установлен до 15 мая. Однако, проверкой занимается только «ЯБЛОКО», в то время как «Transparency International» предлагала сделать такие запросы всем политическим партиям.
В прошлом году на основе материалов TI мы анализировали декларации депутатов, а в этом году решили сосредоточиться на губернаторе Краснодарского края Александре Ткачёве. Это решение обусловлено рядом факторов. Во-первых, он опубликовал первую вызывающую сомнения декларацию. Во-вторых, мы уже исследовали коррупционные темы, связанные с Ткачёвым. В-третьих, он несет ответственность, как минимум, в политическом плане, за преступления, произошедшие в станице «Кущевская».
Глава администрации Кущевского района Москвич (убит в 2002 году) информировал Ткачёва о существовании преступного сообщества в районе, а нынешний глава администрации Ханбеков продолжает оставаться на посту. О криминальной ситуации в Кущевской говорили федеральные СМИ ещё в 2005 году, но мер принято не было. По словам Ткачёва, «в той или иной степени такие банды есть в крае в каждом муниципалитете… ниточки поддержки ведут и на краевой уровень… А бандочки создавались на наших глазах».
Агрофирма «Артекс-Агро», служившая основной организационной структурой кущевской ОПГ, получила 160 миллионов рублей из бюджета национального проекта развития АПК через Россельхозбанк. Филиал банка в Краснодаре возглавлял Дьяченко, который был вице-губернатором при Ткачёве и сейчас арестован по обвинению в хищении 6 миллиардов рублей. Это указывает на возможную прямую и коррупционную связь между семейством Цапков и Ткачёвым. В случае начала президентской проверки есть шанс выявить эту связь.
Семья Ткачёва состоит из успешных предпринимателей. Они владеют ЗАО «Фирма «Агрокомплекс», доходы которой составляют миллиарды. Племянница Ткачёва обладает 10% в ООО «Южный трубный завод», 30% в ООО «Мастерстрой», строящем микрорайон в Краснодаре, и 22,5% в «Югптицпром», вложившем в производство 3 миллиарда рублей. «Участие молодежи в малом бизнесе можно только приветствовать», – отметил её отец Алексей Ткачёв. Интересно, какой бизнес депутат Госдумы считает крупным и когда он появится у дочери?
Тем не менее, чиновники обязаны подавать декларации только о своих доходах, супруге и несовершеннолетних детях, поэтому племянница не может быть включена в декларацию. Это приводит к обсуждению малозначительных вопросов. Например, официальный участок губернатора, площадью 999 кв. м, оказался внутри огороженной территории, занимающей несколько гектаров. Краснодарские «яблочники» получили до 10 суток за визит на эту территорию лесного фонда. Неужели не стоит проверить, не находится ли участок лесного фонда в пользовании Ткачева? В декларации он не упоминается.
Дополнительно, супруга губернатора, Ольга Ткачёва, владеет долями в двух предприятиях. В декларации указан только их уставный капитал, но мне удалось выяснить их названия. Она полностью владеет ООО «Шато де Тале», уставный капитал которого составляет 23,3 миллиона рублей, и имеет 0,44% в ЗАО «Фирма Агрокомплекс». В 2010 году Ольга Ткачёва заработала 4,9 миллиона рублей. Для такой семьи это небольшая сумма, но откуда она взялась?
По имеющимся данным, Ольга Ткачёва не трудится. ООО «Шато де Тале» только начинает свой винодельческий бизнес и обременено кредитами, дивиденды явно не выплачиваются. Дивиденды от ЗАО «Фирма Агрокомплекс» на её 0,44% должны составить около 430 тысяч рублей. Откуда же остальные 4,5 миллиона? На эти вопросы должна ответить антикоррупционная проверка.
Я направил письма главе аппарата Правительства Вячеславу Володину и руководителю администрации Президента Сергею Нарышкину, так как именно эти чиновники согласно Указу президента должны решить, проводить ли проверку. Это будет еще один тест для Медведева, чтобы определить, всерьёз ли он намерен бороться с коррупцией или все его заявления – лишь пиар. Пока результаты отрицательные: мы ему уже подбросили целых 7 таких тестов, а после 15 мая можем предложить ещё больше.