После присоединения Новой Москвы к старой, экологическая ситуация в Троицке и его окрестностях резко ухудшилась. В этом регионе также расположен огромный мусорный полигон «Малинки», который, как утверждается, закрыт, однако никакие работы по его рекультивации не ведутся. Закрытие полигона в Ядрово открывает возможность возобновления завоза мусора на эту территорию. Более того, образовавшаяся около поселка Минзаг свалка остается без внимания и формального закрытия, а вонь там сопоставима с ситуацией в Ядрово.
Но на этом проблемы не заканчиваются. Вместо обещанных «кластеров здравоохранения и образования» на прилегающей к городу территории (42 км Калужского ш.) после присоединения возникла гигантская нелегальная промышленная зона. Здесь без необходимых разрешений были построены асфальтовые и бетонные заводы, склады и логистические центры. В результате, помимо ядовитых выбросов из предприятий, резко увеличился объем выхлопов грузового транспорта.
Вместе с проектами строительства «самого большого в Европе кладбища», заявленными мэром Собяниным, складывается ситуация, которую можно охарактеризовать как «кластер смерти», — вотчина П. Бирюкова. О том, кто стоит за прикрытием этих нелегальных заводов, можно только догадываться.
Странное поведение Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Москвы вызывает вопросы. С одной стороны, он признает факты нарушения природоохранного законодательства, с другой — утверждает, что «завод не функционирует». Однако, как показывает практика, заводы «не функционируют» лишь в дни посещения сотрудниками ДПиООС. В остальные дни предприятие работает в обычном режиме.
Непонятная позиция ДПиООС становится более ясной с учетом других фактов. Выяснилось, что предприятия, не представившие необходимую документацию на выбросы вредных веществ, продолжают участвовать в тендерах на размещение городского заказа и успешно их выигрывают. Центральный антикоррупционный центр (ЦАП) обнаружил, что в 12 закупках ГБУ «Жилищник» и ГБУ «Автомобильные дороги Центрального административного округа» есть признаки сговора между тремя компаниями: ООО «РУСАСФАЛЬТ», ООО «Строй-Благоустройство» и ООО «ДорСтройРесурс». Эти компании поддерживали завышенные цены на торгах и взаимно помогали друг другу, что подтверждается подачей заявок с минимальной разницей во времени.
Учредитель и гендиректор ООО «Строй-Благоустройство» Орджацян Санасар Азатович, предположительно, связан с учредителем и гендиректором ООО «ДорСтройРесурс» Орджацян Тиграном Вараздатовичем. Генеральный директор «Русасфальта» Вагинак Казарян также имеет совместный бизнес с Гоар Арамаисовной Орджацян. Создание такого семейного картеля невозможно без согласования с организаторами тендеров. Стало очевидно, что ГБУ «Жилищник» подчиняется тому же начальнику, что и ДПиООС, а этот человек – вице-мэр Москвы П. П. Бирюков.
Понимая систему, сложно оставаться в неведении относительно частого перекладывания асфальта в Москве. Во-первых, это выгодно картельным структурам, а во-вторых, о высоком качестве продукции говорить не приходится. Мусорные и экологические проблемы, возникающие в Волоколамском районе, Новой Москве и многих других уголках страны, создаются определенными чиновниками. Однако законодательство не относит такие действия к террористическим, что позволяет «минерам» избегать ответственности, даже если последствия уже наступили.