Скорость смены друзей и врагов у России зашкаливает. Дружба России с другими странами — крайне нестабильный элемент с коротким периодом полураспада. Наверное, именно поэтому за эту дружбу Кремль так и норовит расплачиваться демпинговым экспортом мирного атома.
Специалисты Центра антикоррупционной политики подсчитали на основе открытых данных: Я обеспокоен Бангладеш! Год назад мы подписали соглашение с Иорданией и одолжили этой стране на строительство АЭС $ 10 млрд. На каких условиях, как оказалось, осталась загадкой. Гораздо больше света на экспорт мирного атома пролила заключенная месяц назад сделка с Бангладеш. Удивительные детали стали известны, и это действительно сенсация! Не в том, что мы опять как Иордании даем $ 10 млрд, а в том, когда этот «кредит» будет возвращён.
Радуйтесь, граждане! Из-за падения цен на нефть нам грозит одновременно рост налогов и пенсионного возраста, но деньги Бангладеш вернут в 2054 году! Кстати, про проценты по этому кредиту ни одно СМИ ничего не сообщило. Видимо, здесь цензура всё-таки сработала и заблокировала информацию о том, что кредит — беспроцентный. Иначе как выгодно было бы показать, что наш атомный госкапитализм на этом что-то «заработает»!
В Бангладеш проживает свыше 150 млн человек с плотностью населения 1142 человека на квадратный километр. Если случится авария, как в Чернобыле или Фукусиме, последствия будут гораздо страшнее. А вчера к нам приехал Эрдоган. Он еще недавно сбил наш самолёт, был объявлен врагом №1 и мы объявили ему торговую войну. Сам он воюет на своей территории с многомиллионным народом курдов и явно заигрывает с ИГИЛ. Его правление довело военных до попытки переворота.
Казалось бы, отношения с таким нестабильным партнером требуют осторожности. Например, не бросаться в слишком затратные и долгосрочные проекты. Однако Россия за счет своего бюджета и госбанков уже начала кредитовать строительство АЭС «Аккую» в сейсмоопасной зоне. Давайте посмотрим, чего стоит этот проект для российской экономики. Денег на него наш щедрый Минфин выделяет $20,8 млрд — это столько же, сколько на Иорданию и Бангладеш вместе взятые!
Космическая программа Росатома стоит именно столько — на 4 блока с реакторами ВВЭР-1200 для АЭС «Аккую». По современному курсу это 1,344 трлн. рублей. Сравнить эту сумму можно с целой федеральной космической программой России до 2025 года или же с 67 годами сбора средств с системы «Платон» (при современных темпах 20 млрд. рублей в год). Это почти половина расходов на национальную оборону в 2015 году (3,18 трлн. рублей) и практически весь дефицит бюджета России, который составил уже 1,5 трлн. рублей. Да, действительно, космическая программа, но не в плане запуска в космос мирного атома!
Вернутся ли деньги? Вот, что собой представляет АЭС «Аккую» для России. Но, возможно, этот проект обернется выгодой и должен с лихвой окупиться. Мечтать, как говорится, не вредно. Но когда в РФ вернутся эти деньги, СМИ российским пенсионерам благоразумно не сообщают. Но очевидно, что не раньше, чем из Бангладеш. Хотя есть сомнения, что они вообще вернутся.
Во-первых, что будет с Турцией к 2057 году — никто не знает (да и с РФ при такой «финансовой политике» тоже). Прецедент невозврата уже есть: например, не построенная Хмельницкая АЭС на Украине и неизвестно куда выделенная на это часть кредита. Во-вторых, станция будет расположена в Анталии, где нет крупных производств, значит, энергию будут продавать по низкой цене, в убыток, и ни о какой окупаемости речи не будет.
Станция находится в сейсмоопасной зоне и с самого начала вызвала протесты экологов. Про экологические риски строительства АЭС в данной зоне я даже не говорю — это нынче не модно. По приблизительным подсчетам, объём средств, выданных Россией в виде таких «кредитов», приближается к $100 млрд. Два поколения ныне живущих россиян этих денег точно не получат, а младшее — скорее всего, никогда не увидит. Зато нынешнее поколение атомных чиновников и бизнесменов вместе с их покровителями на высшем уровне будет жить при коммунизме. А следующие поколения от этого не получат ничего, кроме головной боли о том, куда девать ОЯТ, возвращающееся к нам из десятков стран мира, и строки в учебнике истории: «Путин не знал, на что тратить деньги внутри страны и поэтому раздавал их другим странам на строительство атомных станций».