ЯБЛОКО, как известно, аннексию Крыма не признает. Мы призываем провести настоящий легитимный референдум по вопросу о присоединении Крыма. То, что произошло 16 марта 2014 года, таковым не является. Без согласия Украины, равноправной агитации ЗА и ПРОТИВ, международных наблюдателей, да еще и под дулами автоматов – не референдум это, а грубая пародия на плебисцит.
Когда легитимный референдум может быть проведен – сегодня сказать невозможно. Для этого необходимы огромные усилия России на международной арене, которых пока не прослеживается. Но возникает резонный вопрос: какие законы сейчас должны действовать на территории Крыма? Украинские? Но это полностью нереально. Исполнять их там не будет ни один человек.
Мы считаем так: вплоть до установления легитимной юрисдикции Крыма по итогам полноценного референдума там должны действовать российские законы, так как альтернативой им в сложившихся условиях является хаос и бесправие жителей региона. Сейчас, к сожалению, реализуется именно эта альтернатива. Войдя в Россию, Крым стал государством в государстве, а не субъектом РФ. Своя система регистрации прав собственности, свои порядки и отъём имущества.
Местные власти ясно дают понять: российские законы Крыму не указ. Возьмем, например, закон «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым», по которому новые власти полуострова разрешили сами себе национализировать любую собственность — без каких-либо гарантий адекватной компенсации для ее владельца. Грубейшее попрание законодательства и Конституции РФ.
Мы обратились в Апелляционный суд Крыма. Эта украинская по происхождению инстанция действует на время «переходного периода», пока не сформирован Верховный суд республики. Путаный, но обстоятельный манускрипт суда на семи страницах повествует о том, что закон абсолютно правильный, так как защищает население от… «чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера». Абсурд этого ответа дает надежду на отмену большевистского закона в Верховном суде РФ.
По ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Именно на положения этого закона суд в унисон с представителем Госсвета и сослался.
Получилось что-то среднее между изъятием земли ввиду ненадлежащего использования по статье 239 ГК, реквизицией по статье 242 ГК и выкупом участка для публичных нужд по статье 279 ГК. То есть, по логике суда выходит, что власти Крыма безвозвратно реквизируют имущество, потому что собственники неправильно пользуются своим добром в таких чрезвычайных условиях. Право тут отдыхает, уступив место Реалиям.
А они, видимо, состоят в том, что между Аксёновым и Путиным заранее было установлено соглашение: полуостров будет под Россией, а местные власти взамен получат многомиллиардные бюджетные вливания и карт-бланш на передел собственности до 2017 года, пока действует «переходный период». Вполне достаточно времени, чтобы молодая и ненасытная крымская олигархия прибрала к рукам побольше землицы и санаториев.
Тактика уже опробована на Северном Кавказе. Недаром Путин недавно предложил Меркель откупиться от Донбасса «по чеченскому сценарию». Надо было добавить: и «по крымскому». Для того, чтобы снять с России ответственность за местный передел собственности, в другом недавно принятом в Крыму законе № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в статье 2, где перечислены разные виды собственности, не указана федеральная.
Это означает, что после аннексии полуострова, украинское имущество отобрала абстрактная Республика Крым, а Россия умыла руки. Тоже и с национализацией по закону № 47-ЗРК о выкупе: принудительно выкупленное без суда имущество обращается в собственность Республики Крым, а не Федерации. Последняя вроде как ни причём.
Несмотря на то, что Апелляционный суд Крыма иск ЯБЛОКА отклонил, Аксенов неожиданно заявил, что Верховный Совет отменит процедуру национализации с 1 марта. Наверное, его насторожило, что отказ суда первой инстанции обжаловали не только мы как истцы, но и Крымская прокуратура (!).
По-видимому, Аксенов собирается до 1 марта максимально использовать свой закон. Экспроприация набирает обороты. На днях Глава республики объявил о принудительном выкупе «Укртелекома». Якобы там обнаружили вредоносную программу, угрожающую безопасности полуострова. Что ж, будем ставить перед Верховным судом вопрос о том, что закон (даже если его на самом деле отменят) надо признать недействующим со дня его принятия, а всё конфискованное имущество – вернуть собственникам.