Документ, который может стать Федеральным законом о волонтерах, вызывает множество вопросов. Сегодня мы остановимся на одном, который, на наш взгляд, имеет особенно опасные последствия.
3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в соответствии с законодательством о обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих.
Кто будет спасать людей в лесах осенью? Вы, уважаемые сенаторы? Наверняка вспомните о МЧС. Но, увы, у МЧС нет ресурсов для поиска каждого пропавшего в лесу. А знаете, сколько людей пропадает только в Московской области? Десятки. И сколько из них извлекают добровольцы, без помощи спасателей и полиции? Десятки, которых вы своим законом лишаете шанса на жизнь.
Разве вы не осведомлены о том, что лес — это опасное место? Попробуйте побывать там. Там водятся кабаны, встречаются болота, завалы — привет вам, законодатели. Разбор завалов и поврежденных домов тоже относится к опасным работам. Вот сюрприз: второго Крымска не будет, потому что волонтеры теперь не имеют права оказывать помощь людям без одобрения чиновников.
Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти — вы действительно понимаете, что написали? Организатор волонтерской деятельности — это орган госвласти. Вы не осознаете, что это значит?
Эта норма фактически ставит крест на существовании таких организаций, как ЛизаАлерт, волонтеров в Крымске и Гринпис, борющегося с лесными пожарами. Все, кто связан с чрезвычайными ситуациями или работами в опасных зонах, теперь могут действовать только с согласия людей в погонах, и то, если пройдут девять кругов ада, чтобы получить страховку как военнослужащие.
И какие ваши организации нужны? Зачем нужна ЛизаАлерт, если по новому закону ей запрещено заниматься поиском в сложных условиях и всегда в природной среде? И главный вопрос: зачем нужны жизни людей, если, спасая их, волонтеры открыто говорят о том, что видят?
Нет, волонтеры, хотите помогать людям — стойте в очереди, скромно опустите глаза в книжку волонтера и молчите о происходящем. Однако и эти слова, скорее всего, останутся без ответа.
Во-первых, господин сенатор Александр Борисов несколько раз проговорился в эфире программы «Культурный шок». Из его слов становится понятно, что закон будет принят независимо от мнения волонтеров и в том виде, который удобен сенаторам и депутатам.
Во-вторых, бледный ответ Борисова на вопрос о том, кому нужен этот закон, вероятно, будет исправлен. Технологии известны. Вместо одной неизвестной волонтера Яны Лантратовой, появятся группы таких же Лантратовых, которые будут заявлять: «Дайте закон о волонтерах». И всем станет понятно, что это фальшивка.
Но потом кто-то из руководства страны скажет: «Смотрите, есть те, кому нужен закон о волонтерах». Грустно, но предсказуемо.