Секреты войны: почему союзники втянули Россию в конфликт со Швецией

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35. Фронтовой автобус 27/08/2025 Шведские военачальники преклоняют свои знамёна перед Петром Первым в знак капитуляции. 27 июня 1709 года. Шведские военачальники преклоняют свои знамёна перед Петром Первым в знак капитуляции. 27 июня 1709 года. / «Победа при Полтаве», картина Александра Коцебу. / репродукция

325 лет назад, 30 августа 1700 года, произошло событие, кардинально изменившее облик и границы нашей страны. Русское царство объявило войну Швеции, что положило начало Великой Северной войне, продолжавшейся 21 год и 11 дней.

В этой войне наша страна пережила тяжелые поражения и одержала яркие победы, а финалом противостояния стал триумфальный Ништадтский мир, по которому к России отошла Прибалтика. Не следует забывать, что именно в ходе войны на спорной территории у устья Невы Пётр основал город, который стал новой столицей. Основатель назвал его не только Санкт-Петербургом, но и «Парадизом», что означает рай.

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Картина Алексея Венецианова.«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Картина Алексея Венецианова. Фото: Public Domain

Знания о ходе и причинах Северной войны прочно вошли в наш культурный код. Альтернативы этому просто не существует, в чем мы уверены с школьной скамьи, когда знакомимся с поэмой Александра Пушкина «Медный всадник»: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твёрдой стать при море». С природой и судьбой не поспоришь. Так же, как и с тем, что выход к морю был России жизненно необходим. Всё выглядит очень логично и последовательно.

В то же время незадолго до начала Северной войны выход к морю у России уже существовал. Он был гораздо более привлекательным по климатическим условиям. Более того, при условии инвестиций в армию и флот этот выход мог и должен был стать не «окном в Европу», а широкой дверью.

Пётр I в Голландии в 1697 г. поработал плотником на верфях, назвавшись урядником Преображенского полка Петром Михайловым.Азов – форточка в Европу. Главной целью Пётр I видел не Балтику, а моря юга Подробнее

«Как слепые»

Всё необходимое уже было сделано, и сделано довольно успешно. Второй Азовский поход 1696 года принес России не только крепость Азов и Приазовье, но также значительную часть Причерноморья с множеством «днепровских городков» – турецких крепостей, находившихся в низовьях и устье Днепра. Фактически был сформирован выход как в Азовское, так и в Чёрное море с перспективой блокады Крыма и овладения проливами, открывающими путь в Средиземное море. Новый порт на берегу Азовского моря – современный Таганрог – замышлялся Петром как будущая столица России, прообраз Санкт-Петербурга.

Таганрог был основан Петром Первым в 1698 году.Ответный удар империи. Как Россия отбила Таганрог у турок Подробнее

К счастью, момент был подходящий. Россия вступила в Священную лигу – этот антитурецкий союз был создан ещё в 1686 году, но только с приходом Петра к власти участие нашей страны в Великой Турецкой войне 1683–1699 годов стало успешным. Более того, Великое посольство 1697–1698 годов, организованное Петром, не было ни «визитом в европейский супермаркет», ни «мастер-классом по строительству кораблей». Истинные цели были иными. Русский царь стремился вывести уже идущую войну на новый уровень. Отправляясь в Европу, Пётр искал новых союзников для Священной лиги, которые могли бы объединиться «против общих врагов Креста Святого». Или хотя бы предоставить финансирование – Пётр просил кредиты у Англии и Голландии на войну с султаном.

Всё шло к тому, что Россия вскоре освоит и расширит уже полученный выход к морю. Григорий Островский, посол царя в Венеции, докладывал своему государю: «Авенецыяне зело готовятца на турка и делают карабли… О московских же войсках в Венецыи слава, что идут многими силами на Чёрное море». Это было правдой – едва вернувшись из Европы, Пётр мчится в Воронеж, на донские верфи, где готовится новый флот. Параллельно к выдвижению на юг готовятся полки регулярной армии, усиленные сорокатысячным корпусом стрельцов.

«Петр Великий учится кораблестроению», гравюра«Петр Великий учится кораблестроению», гравюра. Фото: репродукция

Но вся эта прекрасно подготовленная кампания, потребовавшая колоссальных затрат и напряжения сил, неожиданно отменяется. И начинается война за Балтику, о которой патриарх отечественной истории Василий Ключевский отозвался так: «Ни одна война России не была так плохо обдумана и подготовлена, как Северная». Это тоже справедливо – сам Пётр впоследствии отзывался о начале Северной войны так: «Неискусство наше наипаче в начале войны, которую, не ведая противника силы и своего состояния, начали как слепые».

«Сражение при Лесной», Жан-Марк Натье, 1717.Мать Полтавской виктории. Как «слабое звено» наказало «непобедимых шведов» Подробнее

Друг оказался вдруг

В чем же причина? Почему так произошло? Ответ прост и банален. Россию тогда – как ни разу раньше и ни разу позже – предали союзники. В 1699 году все участники Священной лиги заключили сепаратный мир с Турцией. Россия осталась лицом к лицу с могущественной Османской империей. В таких условиях выход к тёплым морям стал иллюзией. Волей-неволей пришлось обратить внимание на Балтику. К чему Петра склоняли новые союзники – Дания, Саксония и Речь Посполитая, образовавшие вместе с Россией Северный союз. Однако новые союзники не были честнее прежних. У курфюрста Саксонии и одновременно короля Речи Посполитой Августа II имелся советник, выходец из прибалтийских дворян Иоганн Паткуль, который убеждал своего государя: «В союзный трактат надлежит внести обязательство царя Петра помогать его королевскому величеству войском, очень способным гибнуть под выстрелами неприятеля, чем сберегутся войска его королевского величества…» Он же убедил Петра нанести в 1700 году первый удар не в устье Невы, как русский царь первоначально предполагал, а по Нарве, чтобы отвлечь шведские силы от Риги, которую осаждали саксонцы.

О том, чем завершился этот удар, мы знаем – «нарвская конфузия», как охарактеризовал своё поражение Пётр, стала чем-то вроде мемом. Но вот что ожидало Петра, если бы он тогда одержал победу: «В случае если царь удержит Нарву за собою, надлежит общим судом Англии, Голландии, Дании и Бранденбурга объявить её принадлежностью Лифляндии».

«Битва при Нарве», картина Александра Коцебу.«Битва при Нарве», картина Александра Коцебу. Фото: Public Domain

Это всё придумал Черчилль

Пора отказаться от стереотипа, что Северная война велась исключительно со Швецией. Это был конфликт, где Петру приходилось напрямую сражаться против шведского короля Карла XII, остерегаться подножки со стороны союзников и ожидать удара в спину от «нейтральных» держав.

Разразилась кровавая круговерть, в которой почти все участники и нейтралы были заинтересованы лишь в одном – максимально ослабить Россию.

Русское знамя, захваченное шведами на первом этапе Северной войны в битве при Нарве. 19 ноября 1700 года. Сейчас хранится в музее в Стокгольме.Русское знамя, захваченное шведами на первом этапе Северной войны в битве при Нарве. 19 ноября 1700 года. Сейчас хранится в музее в Стокгольме. Фото: Commons.wikimedia.org

Так, в 1700 году Англия и Голландия подвергли бомбардировке с моря Копенгаген, чем помогли вывести из войны Данию и освободили силы Карла XII для удара по Петру под Нарвой.

В 1707 году, когда Карл XII поставил на колени Польшу и Саксонию и готовился воевать с Австрией, к нему явился Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо, с уговорами прекратить войну в Европе и сосредоточиться всеми силами на России. Денег на подкуп англичанин не пожалел – по свидетельству французского наёмника Константена де Турвиля, состоявшего при Карле XII, только советнику шведского короля графу Пиперу было передано 300 тысяч экю. И Карл согласился. Хотя это оказалось на его голову – в России его ждала Полтава…

«Полтавская битва», картина Дениса Мартена.«Полтавская битва», картина Дениса Мартена. Фото: Public Domain

«Чтобы нас не допускать»

Чем больше шведов теснили русские полководцы, тем яростнее было противодействие союзников и нейтралов. В 1716 году английский король Георг I требовал, чтобы британский министр Джеймс Стэнхоуп отдал адмиралу Джону Норрису следующий приказ: «Атаковать царя немедленно, захватить лично и держать до тех пор, пока русские отряды не уйдут из Дании и Германии». В 1719 году в Вене был подписан договор между Англией, Австрией и Польшей, согласно которому в случае мира со Швецией России не досталось бы ничего, кроме устья Невы. Если же Пётр заупрямится, надлежало начать против него совместные боевые действия, отторгнуть уже занятые им территории, а в придачу отнять Киев и Смоленск. Этот план был разрушен только дерзкими десантами русских на побережье Швеции, в том числе и под Стокгольм, после чего Швеция запросила мира… Спустя три года после этого мира Пётр сделал выводы, которые актуальны и по сей день: «Все народы политику имеют, дабы баланс в силах держать меж соседов, а особенно, чтобы нас не допускать до света разума во всех делах».

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы