Самая секретная операция в Блокадном Ленинграде: как СССР применял подводные лодки в Ладожском озере
Недавно Министерство обороны России впервые обнародовало архивные документы, касающиеся операции по прорыву блокады Ленинграда. Среди них оказались материалы о транспортировке подводных лодок железнодорожным транспортом и их использовании в Ладожском озере.
С целью разведки и прикрытия
В архивных документах содержится решение народного комиссара военно-морского флота адмирала Льва Галлера о переводе подводных лодок «М-77» и «М-79» на Ладожское озеро. Эти подлодки были доставлены из Ленинграда по железной дороге.
Им были поставлены задачи по разведке, наблюдению за подходами к вражеским базам, коммуникациям, берегам и островам, а также по обеспечению прикрытия и выполнению операций, запланированных командованием Ленинградского фронта и Балтийского Флота.
По железной дороге
В июне 1943 года замаскированные подводные лодки были доставлены по железной дороге на специальных платформах со станции Дача Долгорукова. Во время транспортировки крупногабаритных грузов приходилось отключать высоковольтные линии, пересекающие железнодорожные пути, и соблюдать определенный порядок движения. Минобороны также опубликовало схемы погрузки подводных лодок на четырехосные немоторные платформы с грузоподъемностью 60 тонн.
Активное участие
Отчет о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с 1 июля по 31 декабря 1943 года отражает участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на вражеском побережье, успешное осуществление двух боевых операций по высадке и съемке агентов в районе южнее Кексгольма и Видлицы. За шесть месяцев экипажи подводных лодок совершили двенадцать боевых выходов.
В частности, согласно документам, со 2 по 9 августа 1944 года подводная лодка «М-77» выполняла задачу по высадке десанта на остров Валаам и свободной «охоте» в зоне подходов к Сортавала. Операция была проведена скрытно в ночное время
Источник: russian7.ru