Самый необычный подвиг советских солдат: чем завершился дрейф баржи Т-36
20 июня 2017 года ушел из жизни Асхат Зиганшин, почетный гражданин Стрельны и Сан-Франциско, а также самый известный участник легендарного дрейфа баржи Т-36, длившегося 49 дней. Сегодня об этом событии помнят, пожалуй, лишь те, кто в 1960 году читал или смотрел по телевизору интервью героической четверки. В тот год о Зиганшине, Крючковском, Поплавском и Федотове писали газеты по обе стороны океана. Поэтому и в наше время было бы уместно вспомнить, как, по словам из песни Льва Ошанина, «четыре безоружные солдата одолели океан».
Злополучный шторм
Утро 17 января 1960 года интернациональная команда баржи Т-36 (татарин, два украинца и русский) привычно проводила в тесном кубрике, где едва помещались четыре спальных места. Под руководством младшего сержанта Асхата Зиганшина солдаты должны были разгружать суда, доставляющие грузы на остров Итуруп. Каменистое дно и недостаточная глубина не позволяли крупным кораблям подойти к берегу, поэтому непосредственно на остров продовольствие и материалы отвозили самоходные баржи. Причалы на Итурупе отсутствовали, поэтому все баржи привязывались к рейдовым бочкам. Однако в то утро в бухте бушевал сильный шторм. Трос, удерживавший Т-36, порвался, и баржу унесло в океан. Минусовая температура и плохая видимость из-за снегопада дополняли куда более страшные обстоятельства: баржа готовилась к зимовке, поэтому запас продовольствия был рассчитан всего на три дня, а во время шторма вода затопила рацию, лишив экипаж связи с берегом.
Тем не менее, в начале команда Зиганшина не поддавалась панике. Нужно было оперативно откачать воду, заделать пробоину и вернуть баржу в рабочее состояние. После спасения судна ребята провели инвентаризацию продуктов. В их распоряжении оказались буханка хлеба, ведро картошки, немного крупы и гороха, банка с жиром. На «сладкое» — пара пачек «Беломора». Бак с водой не пережил шторм, но был достаточный запас ржавой, но пресной воды для охлаждения парализованных двигателей (солярка на барже закончилась еще во время борьбы со стихией). И все же, по словам самих участников дрейфа, они изначально были уверены, что помощь скоро придет. Однако неделя сменяла неделю, а горизонт оставался пустым. В самом начале дрейфа Зиганшин совершил поступок, который спас жизнь всей команде – несмотря на оптимистичный настрой, он жестко ограничил потребление еды и воды.
Быт на барже
Питание на барже происходило раз в день. Каждый получал кружку супа, сваренного из жира, картошки и (в первые дни) крупы. Воду пили чаще – трижды в день по маленькому стаканчику. Вскоре Зиганшин обнаружил газету, в которой сообщалось о том, что в зоне дрейфа баржи планируются ракетные испытания. Поэтому до конца марта доступ судов в этот район был запрещен. Положение становилось еще более критическим. 23 февраля, в день Советской Армии, экипаж разделил между собой последний паек. Настало время суровых испытаний и странных гастрономических экспериментов. Пробовали есть найденное на судне мыло и зубную пасту. Чтобы хоть как-то отвлечься от мыслей о еде, экипаж каждый день вычерпывал воду из трюма, которая за ночь вновь заполнялась через пробоину. Попытки ловить рыбу не приносили результата. Зато рядом с баржей стали все чаще появляться акулы.
В начале марта на барже было съедено все, что можно было употребить: ремешок от часов, пояс, голенища кирзовых сапог, даже кожаные подкладки под клавишами гармошки. Кожа резалась на мелкие кусочки, а затем либо долго варилась, либо жарилась на техническом масле. Сил вставать у экипажа уже не оставалось. Большую часть времени люди лежали на койках. От голода начинались галлюцинации: все чаще обитатели баржи слышали голоса и гудки кораблей.
Спасение
На 40-е сутки дрейфа команде Зиганшина удалось заметить несколько кораблей, однако попытки привлечь их внимание не увенчались успехом. На барже оставалось полчайника воды, один сапог и несколько спичек. И вот 7 марта всех разбудил шум самолетов. Пролетев над судном и пометив район ракетами, они исчезли за горизонтом. Спустя некоторое время на место прибыли несколько вертолетов и сбросили вниз веревочные лестницы. Однако советские военнослужащие с недоверием отнеслись к помощи, пришедшей со стороны геополитического противника. Зиганшин пытался знаками сообщить, что экипажу требуется только топливо и продовольствие. А возвращение домой они смогут осуществить самостоятельно. Американцы, немного покружив над баржей, пожали плечами и уже собирались уехать. Дескать, странные забавы у этих русских — дрейфовать на барже посреди океана. Однако Зиганшин и его товарищи вскоре пришли в себя и начали активно подавать сигналы о спасении. Американцы вернулись и взяли несчастных на борт.
И на этот раз Зиганшин, выросший в Поволжье и знавший о последствиях голода, спас команду. Несмотря на то, что американцы предложили спасенным обильный стол, он запретил подчиненным переедать. В противном случае изголодавшийся желудок просто бы не справился с нагрузкой. И все же полноценно прийти в себя спасенные смогли только через несколько дней. По словам Зиганшина, когда пришло осознание, что команда находится на враждебном авианосце, он впервые с начала путешествия по-настоящему испугался. И повод для страха был. СССР и США переживали пик Холодной войны. Поэтому снятые с баржи советские военные могли стать не только пешками во внешнеполитических играх, но и оказаться на родине в числе предателей.
Развязка и дальнейшая судьба
После сообщения американцев о спасении советских солдат, в СССР почти неделю думали, как отреагировать на это беспрецедентное событие. В итоге здравый смысл все же взял верх, и 16 марта в газете «Известия» вышла статья «Сильнее смерти». А спасенные к тому времени даже успели провести пресс-конференцию на борту авианосца. Правда, очень короткую. Никто из них не говорил по-английски, да и журналисты с камерами смущали вчерашних сельских парней. В Сан-Франциско их ждал роскошный прием: новая одежда, деньги на карманные расходы и даже присвоение звания почетных граждан города. Скорее всего, американское правительство имело свои планы на чудесным образом спасшихся советских граждан. Однако известность и материальные блага все-таки не смогли соблазнить нашу четверку: никто из них не остался в США. Хотя, как вспоминает Зиганшин, американцы мягко намекали на такую возможность. А история могла бы стать красивой: в попытке сбежать из Империи Зла люди почти 50 дней провели на барже посреди океана.
В Москве наших героев тоже ждали вовсе не допросы на Лубянке. Четверку встречали с цветами и плакатами. Принимал их сам маршал Малиновский. И понеслось: встречи, выступления, пресс-конференции. Зиганшин, Федотов, Крючковский и Поплавский в 20 лет стали настоящими героями своего времени. В их честь писали песни и стихи, приглашали на телевизионные передачи. Им отправляли телеграммы Хемингуэй, Тур Хейердал и многие другие знаменитости. Но такая известность имела и свои негативные последствия. Сам Зиганшин признается, что на фоне постоянных банкетов с уважаемыми людьми, не выпить с которыми просто нельзя, у него едва не развился алкоголизм. Однако через год произошло еще одно событие не только всесоюзного, но и общемирового масштаба, которое затмило героический дрейф на барже. 12 апреля 1961 года состоялся полет первого человека в Космос. Новым героем страны и мира стал Юрий Гагарин.
Несмотря на почти два месяца, проведенные в открытом океане, все участники событий так или иначе связали свою жизнь с морем. Иван Федотов какое-то время занимался китобойным промыслом, затем получил диплом судомеханика и работал на сейнере. Умер в 1999 году. Спустя несколько лет ушел из жизни и Филипп Поплавский, который участвовал в гидрографических экспедициях по Атлантике и Средиземному морю. Асхат Зиганшин после учебы служил в аварийно-спасательном дивизионе на Ленинградской военно-морской базе. Последние годы перед смертью в 2017 году работал сторожем яхт под Стрельной. На сегодняшний день жив только Анатолий Крючковский. Недолго прослужив в Североморске, он, по совету врача, вернулся на родную Украину, где занимал различные должности на киевском судостроительном заводе.
Источник: russian7.ru