Юрий Самодуров: Еретические мысли

Неожиданное прозрение таких оппозиционных лидеров, как Борис Немцов, Михаил Касьянов, Алексей Кудрин и Андрей Пионтковский, а также некоторых политологов и публицистов, начавших говорить и писать о том, что стратегической целью либеральной оппозиции должно быть создание более справедливого и гуманного социально-экономического строя, вызывает интерес. Особенно привлекла внимание статья моего друга, талантливого публициста Евгения Ихлова под названием «Новые горизонты протестного движения».

Ихлов, предлагая либеральным политикам в качестве стратегической цели «предъявить народу не просто качественные заготовки реформ, но положительный нравственный идеал», основывающийся на создании «справедливого государства» и «доброго общества», отмечает, что необходимы законодательные инициативы в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, образование, ЖКХ и трудовые отношения.

Программный тезис о справедливом государстве и добром обществе «новыми прозревшими» переводится в програмное требование к власти и олигархам следующим образом: «Если вы любите свой народ, то должны лечить, учить и заботиться о детях, бюджетниках, пенсионерах, мигрантах-гастарбайтерах и т.д. Требуйте больше денег для этих целей, иначе, когда мы победим на выборах и придем к власти, мы эти деньги у вас заберем».

Считаю, что назревающая в России перестройка не может ограничиваться лишь требованиями улучшения в здравоохранении, образовании и пенсионном обеспечении, а также честного проведения выборов. Анализ причин неудачи горбачевской Перестройки позволяет понять, что идейной базы Немцова, Касьянова, Кудрина и Пионтковского недостаточно для осуществления общественной, социально-экономической и политической перестройки, основанной на поддержке народа и интеллигенции.

Люди старшего поколения помнят, что все завоевания горбачевской перестройки и гласности, начиная с марта 1986 года и заканчивая 1990 годом, стали возможны благодаря напору «снизу» – возможности публичной критики власти, обсуждения трудных тем и создания кооперативов. Важнейшим моментом было проведение Первого Съезда народных депутатов СССР в 1989 году и отмена 6 статьи Конституции в 1990 году. Однако с 1987 года дальнейшие изменения упирались в проблему изменения «социалистической, общенародной» собственности на средства производства.

Горбачев не решился начать этот разговор, и в этом тоже заключалась главная причина затухания энергии перестройки. При этом отсутствие у него и у его оппонентов внятных, поддерживаемых народом предложений по изменению собственности стало тормозом для всего процесса. Поэтому важно помнить, что главной задачей перестройки должно было стать изменение отношений собственности и состава собственников средств производства.

Как я писал в 1987 году, «главный предмет перестройки можно назвать значительно более точно – это отношения собственности на средства производства и борьба за изменение состава собственников». Это подтверждает, что без ясного ответа на вопрос о том, к каким именно отношениям собственности мы стремимся, перестройка будет невозможна.

В своей заметке я предложил перечень возможных собственников средств производства, включая отдельные лица, государство, трудовые коллективы и их совладение. Важно учитывать, что различные схемы совладеления могут существовать, и именно отважившись на новый путь, можно найти решение.

Однако дискуссия о том, как изменить состав собственников, все еще остается актуальной. Необходимо продумать, каким образом можно создать систему, обеспечивающую равноправное владение средствами производства в интересах всех граждан. Только так возможно преодолеть те проблемы, которые тормозили перестройку в прошлом.

Оцените статью
Ритм Москвы