Господский идеал

Недавно московский патриарх и российский президент почти одновременно высказались по идеологическим вопросам. Направленность их высказываний определенно совпадает, и говорили они об одном и том же идеале. Патриарх 24 января с.г. на открытии Рождественских чтений в Кремлевском дворце съездов отметил: … «За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых классах, родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». И хотя значение этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами и представителями других религиозных общин России.

Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий «светскости» государства, а также оказания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Президент 1 февраля с.г. на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ в Храме Христа Спасителя сказал: «…РПЦ и другие религии должны получить право больше участвовать в общественной жизни, это позволит сохранить светский характер государства, не допуская вульгарного понимания этого понятия. ….Религиозные деятели должны стать духовными наставниками в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил».

Хочется все-таки понять, к чему устремлена и что предлагает обществу и людям идеология, логика и перспектива настойчиво развиваемых президентом и патриархом церковно-государственных отношений? Откровенно, подробно и интересно прописанный идеал и картина будущей России на базе национально-государственно-религиозной «симфонии» и тесных церковно-государственных отношений уже разработан, с ним может познакомится каждый желающий.

Чтобы понять и узнать, в чем заключается этот идеал, достаточно открыть в Интернете и почитать «Букварь Городской Руси». Этот «Букварь» был создан Институтом национальной модели экономики под руководством Виталия Найшуля и опубликован на сайте портала Полит ру. Уважаемые читатели, знакомство с моделью будущей России займет у вас всего 10-15 минут, но содержание «Букваря» того стоит! За недостатком места могу привести здесь только перечень разделов: «Царь», «Русские люди. Околоток. Благолепие», «Земля. Единство», «Отечество. Слава», «Русь. Благоденствие», «Суд. Правда», «Церковь. Благочестие», «Держава. Добродетели», «Царство. Мир», «Русский человек», «Другие люди».

В этом тексте квинтэссенция всего, что уже сказали и чего пока не говорят, но чего нам в будущем, по всей видимости, непременно скажут и патриарх, и президент. Авторам «Букваря Городской Руси» удалось создать яркую, логически довольно полную и выстроенную, целостную картину всего комплекса общественных отношений, норм поведения, государственного порядка, наступления которого в России они сами и, думаю, патриарх и президент, хотят и желают.

Описанные в «Букваре» общественные отношения, общественная мораль и государственный порядок поразительно созвучны идеологии и идеалу будущей России, который президент и патриарх настойчиво реализуют и пропагандируют, и куда тихой сапой постепенно вписывают и загоняют каждого жителя страны, независимо от его желания. Где найти и как воспользоваться «стоп-краном», с чем и с какими словами интеллигенции следует обратиться к людям, к народу, к обществу, чтобы освободить себя, Россию, каждого человека от морока национально-государственно-религиозной идеологии, а заодно и от президента и патриарха, проповедующих и исповедующих господские идеалы?

Самый лучший ответ на этот вопрос (из известных мне) дает в своих мемуарах Салман Рушди. Позволю себе привести этот ответ (читатель может прочитать его полностью на стр. 492-493 упомянутой книги мемуаров, изданной на русском языке в 2012 г.). Прошу прощения за размер цитируемого отрывка. Этот выстраданный Рушди простой, благородный и умный ответ стоит того. Убедитесь в этом сами:

«В сердцевине спора по поводу «Шайтанских аятов» стоит вопрос чрезвычайной глубины и важности: кому должна принадлежать власть над повествованием? Кто имеет — кто должен иметь право — не только рассказывать истории, с которыми и в которых мы все живем, но и определять, как эти истории можно рассказывать? Ибо рядом с этими историями — с так называемыми великими повествованиями — и внутри них живет каждый из нас. Нация — одна история, семья — другая, религия — третья. … Есть единственно верный ответ на этот вопрос: такое право имеют — или должны иметь — все без исключения. Мы все должны иметь возможность требовать великие повествования к ответу, спорить с ними, высмеивать их, настаивать, чтобы они изменялись, отражая меняющееся время. Мы должны быть вольны говорить о них почтительно, непочтительно, страстно, язвительно — как угодно. Это наше право как членов открытого общества. … В свободном обществе дискуссия по поводу великих повествований не утихает никогда. Дискуссия и есть свобода. А вот в закрытом обществе те, кому принадлежит политическая или идеологическая власть, неизменно стремятся пресечь эти споры. Мы расскажем вам всю историю, говорят они, и мы вам объясним, что она означает. Мы вам объясним, как эту историю надлежит рассказывать, и вам запрещается рассказывать ее по-другому. Если вам не нравится, как мы ее рассказываем, вы — враги государства или вероотступники. У вас нет никаких прав. Горе вам! Мы явимся по вашу душу, и вы узнаете, какова цена вашего отщепенства.»

Поскольку власть над тем, как и кто имеет право рассказывать великие повествования о православной религии и церкви, о их роли в жизни нации и государства, о том, какую роль религия и церковь играли прежде и играют сегодня в России, нахрапом присвоили себе Путин (правящая государством верхушка) и Кирилл (верхушка РПЦ), то для освобождения себя, общества и народа от идеологического (а затем и политического подчинения) господским корыстным интересам нечестных правителей интеллигенции — учителям, преподавателям ВУЗов и т.д. — необходимо и достаточно подвергать сомнению, свободно, честно и нелицеприятно обсуждать все, что говорится в школах и публикуется в СМИ по поводу основ православной культуры, роли православия в российской истории, роли православия в формировании национального характера и т.п. Этого будет ДОСТАТОЧНО.

Юрий Самодуров, 4-6 февраля 2013 года.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы