Сегодня символический день рождения Украинской повстанческой армии. В Киеве прошел яркий и массовый Марш УПА, что позволяет задуматься о природе украинского национализма. На Украине принято, что те, кто против гнета власти и системы, оказываются более или менее националистами. На воображаемом митинге всех, кто десятилетиями не поддерживал власть, они все стояли бы справа. Их, по всей видимости, большинство. Поэтому украинская элита всегда националистична, хотя порой эта позиция носит декларативный характер. Эти же взгляды разделяет и творческая интеллигенция. Богема на Украине не может быть «пророссийской», как и хипстеры. Здесь есть существенная разница с Россией, где национал-патриоты остаются маргиналами.
Просвещенные русские, диссиденты и борцы с режимом часто закрывали глаза на темные стороны украинского национализма. Украинцы были отчаянными противниками советской системы, и это прощало им многое: тысячи политических заключенных, десятки смертей от голодовок и самосожжений. Поэтому Юрий Шухевич, сын основателя УПА, хорошо относится к Владимиру Буковскому, зная о лагерях. Среди современных украинских националистов не все такие самоотверженные, но они разнообразны: от ультраправых до тех, кто просто говорит по-украински в повседневной жизни. Доказательством этого многообразия стал сегодняшний Марш. Там были молодые и старые, фрики и панки, фанаты и просто приятные лица. Кричали «Украина или смерть!» и прыгали под лозунг «Кто не скачет – тот москаль». Представляете, десятки людей с флагами всех возрастов прыгают и хором кричат: «Кто не скачет – тот москаль». И ни одного антисемитского лозунга, ни одного плаката со свастикой, ни одной зиги не было видно.
Что же в украинском национализме грозного, от чего его боятся? Грозно то, что он притягателен для молодых, сильных и умных, которым система места не оставила. Именно такими и были, по-моему, те люди, которые в 1942 году оформились в УПА. Их потенциал, задор и фанатизм превышали рамки государства. В результате они ушли в терроризм, а затем и в коллаборационизм. Но у них была страна-мечта и была идеология. В поисках этой мечты они стали союзниками подонков. Это и есть темная сторона украинского национализма. Но я уверен, что культура справится с этой тьмой. Споры об УПА продолжаются, но сама организация и ее прошлое скорее уже стали брендом, нежели реальной армией. Есть книги на эту тему, есть фильмы и песни. Когда умрут ветераны с обеих сторон, тема потеряет живых свидетелей и станет лишь воспоминанием. А пока в Киеве отмечают годовщину УПА, даже фаера жгут.
