Миф об Александре Невском

На лицевой странице одного известного сайта — приглашение к дискуссии об Александре Невском. Двадцать пять лет назад фигура Александра Невского стала для меня центральной темой. Информационный поток перестройки привносил сведения, отсутствовавшие в учебниках. Строго документированное жизнеописание ярла Биргера ставило под сомнение не только Невскую битву, но и любое присутствие знаменитого скандинава в этом регионе в указанный период. Нам это казалось весьма странным: шведы высадились на берегу Невы, где крепости не было, отправили гонца в Новгород с известием о намерениях воевать и стали его ждать. До Новгорода и обратно — это же не меньше месяца в те времена! Полная бессмыслица. А обстоятельное перечисление соратников Александра, простых людей — это спустя триста лет после события, упоминаемого в летописи всего одной строкой! Нечто тут не так с «Житием Александра Невского». Историки могли бы усмехнуться над моей наивностью: кто всерьез относится к житиям? Однако я не одинок в этой наивности. Все многочисленные советские книги и фильмы были построены именно на Житии. А дореволюционные авторы разве были свободны от образа, созданного Житием? Житие – это официальный документ Русской Православной Церкви, а православие являлось государственной религией. Три русских императора носили имя Александра Невского. Трудно представить Карамзина и Соловьева, которые пытались бы отклониться от канона, хотя оба знали о непотребных делах Александра. Трижды новгородская республика изгоняла его, и новгородцы никогда не считали Александра своим национальным героем. Стремясь получить ярлык на великое княжение, он отправился в Орду, подвергся испытаниям огнем. Вот что интересно: Михаил Тверской, будучи христианином, не захотел проходить языческие обряды, за что и погиб мученической смертью и был причислен к лику святых. А Александр также свят, несмотря на вероотступничество. Он был усыновлен Батыем, то есть отрекся от своего родства. Родной брат, великий князь Андрей, перестал быть братом, что позволило Александру вести на него войну. Как это было, показал Андрей Тарковский в «Андрее Рублеве»: трясущиеся губы предателя, насмешки хана, кони в храме, кипящая смола, заливаемая в рот монаху. После этого Александр собирал дань с соплеменников для ордынцев, расправлялся с непокорными новгородцами, суздальцами, владимирцами. Он подавлял восстания с невероятной жестокостью; дружинники Александра отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом пленных, жгли дома и города. За какие заслуги такой человек называется святым и благоверным?

С этих позиций уже можно смело анализировать историю канонизации и дальнейшего возвеличения Александра Невского, предполагая, что Церковь не была свободна в этом вопросе, а лишь выполняла государственный заказ. Александр был канонизирован при Иване Грозном, стал небесным покровителем столицы государства при Петре I и внедрен в массовое сознание как любимый герой, защитник Отечества, при Сталине. Три самых ужасных самовластительных тирана за всю историю России — все трое сыноубийцы, равнодушные к религии, использовавшие Церковь лишь для своих нужд. Их религией была личная власть. Александра Невского они увидели как подходящую фигуру. Вот такие святые нам нужны: те, кто ради своей самодержавной власти не пожалеет ни сына, ни брата, кто сбросит вечевые колокола и отрубит головы мечтателям о местном самоуправлении. Главное — не нужно уничтожать правдивые летописи: пусть грамотные их читают и знают, какую сильную руку правили. А для народа — сказки о том, каким он был хорошим семьянином, как милел к товарищу и как враждовал со злом. Крепкий получился миф, устойчивый. На нашем историческом отрезке пока поколебать его не удалось.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы