С 2026 года усиление контроля за туристическими агрегаторами в России

Например, если изображение отеля не совпадает с реальностью

Туристическим агрегаторам ужесточат ответственность перед туристами Freepik

На онлайн-тревел-платформы (ОТА) могут возложить ответственность за предоставление недостоверной информации, которая исходит от туроператоров или владельцев отелей. Это станет возможным, если турагрегаторы будут охвачены новым законодательством о цифровых платформах, что может создать для них дополнительные трудности.

В конце июля президент Владимир Путин утвердил закон о «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Этот документ, среди прочего, предусматривает создание государственного реестра интернет-площадок, которые обеспечивают взаимодействие продавцов и поставщиков услуг с потребителями, чтобы «обеспечить прозрачность работы сервисов и защитить права пользователей».

Недавно были озвучены критерии для включения агрегаторов в этот список: ежедневная посещаемость более 100 тыс. уникальных пользователей, наличие более 10 тыс. партнеров, предлагающих свои товары и услуги, или объем сделок за предыдущий год, превышающий 50 млрд руб.

Эти условия подходят не только для маркетплейсов, но и для некоторых крупных турагрегаторов. К примеру, по данным открытых источников, посещаемость сервиса «Яндекс Путешествия» в августе составляла в среднем 795 тыс. в день, а число отелей для бронирования за границей достигло 1,5 млн. Даже если каждый посетитель заходил на сайт несколько раз, а каждый иностранный партнер размещает информацию о десятках отелей, это все равно превышает установленный уровень.

К числу цифровых платформ может быть отнесен и «Островок», где весной и летом текущего года фиксировалось около 500 тыс. посещений ежедневно, и Travelata.ru с более чем 5 млн посещений в месяц.

Что произойдет, если это случится?

Во-первых, увеличится объем работы по каждой карточке услуг: вся информация должна будет проверяться на соответствие законодательным требованиям – у поставщика должны быть лицензии и другие необходимые документы. Если их нет, ответственность ляжет на платформу.

Если у покупателя появятся претензии к товару или услуге, ответственность будет распределяться между продавцом и посредником. Так, агрегаторы будут нести ответственность за ущерб, причиненный потребителю, если площадка не проверила поставщика услуг или скрыла важную информацию. Например, к таким случаям относятся несоответствия фотографий на сайте ОТА реальным номерам отелей – такие случаи бывали и на «Букинге», и на российских онлайн-платформах бронирования.

Согласно новому закону, посредник должен будет организовать покупателю канал связи с продавцом для возвратов и рекламаций, а также хранить информацию о партнерах, чтобы предоставлять ее по запросу пользователей и государственных органов.

Цифровые площадки также обязаны обеспечить прозрачность алгоритмов поиска и отображения. Критерии, влияющие на рейтинг продавца, будут закреплены в договоре, чтобы продавец знал, почему его предложение находится выше или ниже конкурентов.

Услуги по продвижению должны предоставляться на равных условиях.

Если покупатель выберет фильтр «от дешевых к дорогим», нельзя будет поднимать более дорогие предложения только потому, что продавец заплатил за приоритетную выдачу.

Существует и множество других требований. Поскольку закон вступит в силу с 1 октября 2026 года, готовиться к их выполнению следует уже сейчас. Однако турагрегаторы пока не беспокоятся по этому поводу: «Наши юристы еще не вникали в детали нового ФЗ, так как он вступает в силу только через год», – сообщили TourDom.ru в одном из ОТА, который может попасть в реестр цифровых платформ.

«Рано говорить о конкретном влиянии постановления правительства на туристические агрегаторы. Сейчас проводится анализ, насколько та или иная площадка с учетом объема и специфики своей деятельности может подпадать под критерии, заложенные в проекте этого документа», – отметили в пресс-службе Ассоциации туристических агрегаторов.

«Безусловно, часть существующих сегодня крупнейших ОТА подпадают под цифровые платформы. Но законопроект о регулировании деятельности туристических агрегаторов еще не принят, поэтому формальных признаков их деятельности пока нет», – пояснил их спокойствие основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы