Знать, надо вымокнуть до нитки…

«Ха! А учителей-то вы где найдете?» — недоумевали друзья 20 лет назад, когда мы начинали нашу школу. Этот вопрос казался простым на фоне других задач — регистрации, получения лицензии, поиска помещения. Теперь он выглядит иначе. Логичный ответ — найти других учителей и создать школу с ними. Но где их взять? Остаётся единственный путь — меняться самим.

Теперь я понимаю, что это и есть самая увлекательная задача управления: понять, кто в первую очередь готов к переменам, и создать условия для изменений. Казалось бы, молодые. Во многих случаях именно с ними и удаётся достигать успехов — они приходят после педагогических вузов, не обремененные многолетним и не всегда положительным опытом. Да, к сожалению, педагогический опыт бывает и отрицательным. Вообще, опыт часто является негативным фактором. В нашем деле, связанном с преподаванием, учитель во время урока — почти полубог. Он повторяет истину много раз, каждый день, и меняться в этой ситуации сложно.

Есть человек с опытом, который должен взглянуть на школу и на жизнь другими глазами, или есть молодой, который должен приобрести опыт — с кем легче работать? Думаю, с молодым. Но дело не только в возрасте. Меняться удаётся иногда и людям, работающим 20-30 лет. Может, всё зависит от уровня образования? Человек с хорошим образованием и широкой перспективой способен критически отнестись к своему опыту и посмотреть на него с другой стороны. Но это не главное.

Часто люди с высоким образованием не могут работать в школе, потому что им необходимо «чувство детей» и умение ими управлять, что есть не у всех. Возможно, важны какие-то личные, психологические качества? Есть люди, более чуткие и открытые к другим взглядам, а есть упрямые и нетерпимые. Первые более готовы к изменениям. Но и это не всё. Так что же важно: образование, возраст, личные качества? Думаю, это не так. Здесь нужен внутренний, профессиональный кризис.

«Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть…» Вот это состояние «вымокнуть до нитки» очень полезно для учителя. Когда человек приходит в школу с желанием работать с душой, а не получается — он переживает. Чем сильнее и глубже переживание, тем лучше будет результат. А те, у кого всё хорошо, никогда не смогут измениться.

Нарисуем портрет такого учителя: ученики с высокими баллами на ЕГЭ, хорошее отношение родителей — учитель наделён харизмой, умеет «держать класс», дисциплины у него нет проблем. Он строг, но справедлив. Я знаю людей, хорошо работающих в школе, которые не испытывают никакого внутреннего мотива к изменениям. Почему? Ответ кроется в том, что это сильные учителя, у которых всё и так прекрасно — как с их точки зрения, так и с точки зрения родителей.

А что дети? Дети любят сильных учителей и готовы принять некую дозу жестокости, потому что её обратная сторона — жёсткий порядок, в котором они чувствуют себя уверенно. Там, где всё хорошо, изменений не будет. Классический «сильный учитель» — тупиковая ветвь школьной эволюции. Мне кажется, мини-кризисы в профессии — самое полезное, что может быть.

Если бы я когда-либо писал книгу о менеджменте, назвал бы её «История моего провала». Удача ничему не учит, она расслабляет. Неудачи заставляют думать. Выход из любого конфликта — это мысль о том, что можно сделать иначе.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы