«И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичными, самоуверенными и упорными без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола». Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)
Конечно, это категорично. Первая фраза – удар в солнечное сплетенье: «Сотворили Школу как велел им дьявол». Это Шестеднев наоборот, картина сотворения школы от дьявола: И увидел дьявол, что школа плоха. И стало так… Каждое утро мы переступаем порог этого «мира наоборот». И проводим там день. И учим детей. Я понимаю возмущение и гнев коллег. Может, не надо о дьяволе, не надо о вывернутых мирах – давайте просто любить детей и проводить уроки… Давайте! Но открыть глаза, посмотреть внимательно на Школу и понять, что здесь действительно что-то не так — это первый шаг. Это уже попытка изменить Школу.
Ничего нет антихристианского в этом рассказе Ферьера. «Мир во зле лежит…» — разве не о том же говорил апостол Павел? Этот горький рассказ – самое радостное и позитивное, что написано о школе. Эти строки заряжают силой и вдохновляют. Вот она, ясная и позитивная программа гуманистической педагогики! Открыть школу внешнему миру – учиться не только в четырех стенах, но и «в полях и лугах». Сделать так, чтобы труд ученика имел для него смысл и значение. Дать возможность детям на уроках общаться, говорить, двигаться. Больше работать руками: экспериментировать, мастерить… Говорить с ребенком на языке Сердца, а не алгоритмов и формул. Дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке…
Да, это программа школы на завтра… Об Адольфе Ферьере мы почти ничего не знаем. Он не совершил «революцию в школе», подобно своим современникам Александру Ниллу, Селестену Френе, Рудольфу Штайнеру. Ферьер вошел в историю этими двадцатью строчками.