Кто вас в бой ведет?

В советское время вопрос о лидерстве и человеческих качествах диссидентов не поднимался так остро. Хотя командиров, возможно, и не отличала запредельная мудрость, среди них было много людей выдающихся, богатых внутренним миром и талантом. Поэты, ученые-мыслители, совестливые и высококультурные личности составляли значительный слой общества, даже несмотря на явные недостатки их общественной деятельности. Их самоотверженность и доброта были почти универсальны. Однако, этого человеческого потенциала оказалось недостаточно, чтобы направить поток жизни в правильное русло, когда в августе 1991 года коммунистическая система рухнула.

Тогда мы и осознали, что такое отрицательная селекция: на поверхность вышло множество людей, которые при советской власти не имели бы шансов проявиться. Вспоминая юбилей Юлия Кима — значимой фигуры своего времени, понимаем, что его песни стали символом целых эпох. Его голос, хотя и продолжает звучать, уже не вызывает прежних эмоций. И это понятно: мы ведь не за это боролись. Вряд ли Юлий Черсанович, исполняя «И пойдем мы со Жванецким отбывать чего дадут!», ожидал, что судьба предоставит именно такое «что-то» в итоге. Это и в страшном сне к нему не пришло бы.

С шестидесятых годов прошло уже полвека. Хрущевская оттепель подарила обществу множество замечательных личностей. А что дала нам нынешняя эпоха? Где современные Солженицын и Сахаров? Где Галич и Окуджава? Где новый Войнович и новый Ким? Обычное пренебрежение приводит к тому, что именуют фигуры, совершенно не соответствующие тому, что мы ожидаем. И дело не только в литературном творчестве: даже поэзия протестного движения лишена того вдохновения, которое делает поэзию подлинной. Публицистика же часто не выходит за рамки критики, пустых фантазий и самовосхваления.

Человеческий материал современных протестных фигур вызывает вопросы. Глубина мысли у них часто отсутствует, не хватает доброты и совестливости, в то время как мелочность и тусовочность становятся нормой. Где же те великие личности, которые могли бы вдохновить, увлечь за собой хотя бы духовный авангард? Увы, таких нет. Хотя, если смотреть под другим углом, то и дум тоже не осталось. Это печальная реальность.

Почему так произошло? Почему нет тех, кто мог бы повести нас в бой? Но в какой бой? Песенный герой Щорс шел под красным знаменем, а где наше знамя? Да и неважно, какого цвета: красное, белое, серое? Его нет. Как бороться, когда не ясно, за что сражаться? Против чего мы знаем, а за что — нет. За новый капитализм в одной стране? Мы уже сражались за это, и, увы, знамя оказалось замоченным в помоях.

Мы не спешим исправить эту ситуацию: с нашими заложенными носами, похоже, мы не замечаем, куда ведет наше знамя. А про красное знамя и говорить не стоит — ситуация еще хуже. Вот каждый из нас носит свою тряпку, пытаясь выдать ее за знамя, и удивляется, почему отряд под таким знаменем оказывается странным и немногочисленным. Это результат того, что старые направления общественной мысли себя исчерпали, а новые еще только формируются. Мы не очень готовы к этому процессу и не стремимся помочь, отталкиваясь от консерватизма и интеллектуальной лени.

Вот такая печальная реальность: не будет знамени — не будет командиров. Не будет командиров — не будет борьбы. И, следовательно, не будет победы. Останется только то, что есть.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы