Арест Евтушенкова – разборка миллиардеров или политический акт?
Очевидно, что это не только разборка. У власти достаточно рычагов воздействия, чтобы отобрать у кого угодно что угодно. И «кто угодно» не будет особенно брыкаться. Примеры перед глазами, и в изобилии. Значит, это политический акт.
А в чем его смысл? Смысл дела Ходорковского был простым – показать, кто в доме хозяин. И, конечно, денежки. Но денежки – это уже не политика. Сегодня, кто в доме хозяин, знают все. Показывать больше не нужно. Что же тогда?
Гадания в таких случаях – дело, хотя и увлекательное, но довольно бессмысленное (если, конечно, не иметь целью собрать большую аудиторию любителей детективного жанра). В данном случае одно соображение само, и очень настойчиво просится на ум.
Восстанавливать СССР, так восстанавливать. Чего тут мельчить! А в СССР что было главным? Чтобы не было богатых. Точнее – чтобы побогаче были те, кому положено. А это что значит? Именно это и значит, что вы подумали. Положено – будь. А не положено – докажи, что тебе положено. А иначе – не будь.
Кем положено? Ну, кем, кем?.. Даже и спрашивать неловко. Кем надо, тем и положено. Крымнашущий народ такую генеральную линию поддержит всем сердцем. Сердце это и так доброжелательностью к миллиардерам не переполнено. А уж если царь-батюшка этих мироедов к ногтю, так чего же больше-то и желать сердцу. Настоящие для него именины…
Что в этом случае произойдет с рейтингом? Сами понимаете. Но дело не только в рейтинге. Такая политика может создать новую опричнину – не просто широкую социальную поддержку, а поддержку пассионариев. Которым для подкрепления пассионарности тоже можно что-нибудь положить.
Пассионарии, они ведь тоже любят не только Родину и не только Родного Отца. Но и хлеб. И масло. И икру. Сегодня поддержка пассионариев у власти не полная и не безусловная. Конечно, это огромное счастье, что Крым теперь наш! Но много у пассионариев скрытых и не слишком скрытых претензий к власти.
И православие еще не государственная религия. И русские не вписаны в конституцию в роли россиян высшего сорта. И с промышленностью у нас не так, чтобы всё было в порядке. Инородцы в городах имеются. Коррупция опять же… В общем, есть проблемы. И одним грозящим Америке кукишем полную лояльность здесь не купишь.
А что будет, если добавить к кукишу раскулачивание? Ну, не всех, конечно. Конечно, не всех. А так – по-немножку. Но чтобы было звонко. Очень звонко. На всю страну. Это ведь уже не только национальную гордость будет ласкать, но и чувство социальной справедливости. А оно ущемлено не меньше нацгордости.
Клерикалы и шовинисты – их ведь, если разобраться, не так уж и много. Ну, сколько там у нас народа ходит в церковь хоть раз в неделю? Несколько процентов. Мы же еще не совсем спятили. Да, и шовинистов настоящих – раз, два и обчелся. Есть что-то в нашей природе, что удерживает нас от шовинизма. Не всех – понятно. Но – в массе. Не было бы этого «что-то» и русских не было бы…
Но я отвлекся. А вот ощущение глобальной неправильности происходящего, глобальной несправедливости есть чуть ли не у каждого. А может – и просто у каждого.
Понять, в чем несправедливость и какой должна быть справедливость, с тем состоянием ума, в каком находится общество, способны, наверное, тоже только единицы. Ну, так это и хорошо. Можно не справедливость восстанавливать (это бы немедленно смело нынешнюю власть; об этом и говорить смешно), а подсунуть людям суррогат борьбы за справедливость.
А для этого много не надо. Пара-тройка громких дел. Только побольше звона. И всё. Уши у людей тонкие – заложит моментально. И пока они прочухаются, много воды утечет.
Хороший царь, укорачивающий плохих бояр, – это для отечественной психологии почти архетип. Не сыграть на этой струне – совсем ленивым нужно быть. А наши правители хоть и имеют много грехов, но совсем не ленивы.