Представьте ситуацию: ваш пятнадцатилетний племянник, родной человек, вдруг оказывается в тяжелых жизненных обстоятельствах. Одноклассники обижают его, насмехаются, травят, не проявляют уважения. В итоге он разозливается на весь мир и сбивается с правильного пути. Это приводит к трагедии – он совершает преступление против девочки из соседнего дома, а пытавшегося его остановить отца ранит ножом. Какова будет ваша реакция? Будете ли вы винить сестру и мужа, которые упустили воспитание сына? Или, может, начнете обвинять себя, ведь вы знали о происходящем, но не вмешивались: всё-таки это не ваш сын, а племянник? Или вы обрушитесь на самого племянника, который, казалось бы, был добрым, талантливым мальчиком, и вдруг выбрал такой путь? Или, возможно, вы направите свой гнев на одноклассников, которые довели его до этого? Или же виноваты учителя и школа, которые за что-то получают деньги, но не смогли предотвратить ситуацию? Может, сама пострадавшая девочка, которая могла спровоцировать его? Или её отец оказался виноват, навалившийся на ребенка? Вопросы, которые мы задаем в подобной ситуации, имеют свое отражение и в отношении к событиям, происходящим между Россией и Украиной.
Здесь можно увидеть схожий разброс мнений: одни называют это войной, другие – освобождением Новороссии, третьи – защитой соотечественников. Поразительно, что даже среди пожилых и образованных людей, у которых рефлексия является профессиональным занятием, наблюдается явная тенденция обвинять «ненаших» и игнорировать ответственность «своих». Это явление не имеет рационального объяснения, несмотря на попытки его рационализировать. Обвинение себя оказывается противным природе многих людей, даже тех, кто принадлежит к культурной элите. Почему так происходит? Возможно, причина кроется в инфантилизме, в неспособности принять ответственность. Дети, даже признаваясь в проступке, говорят о себе в третьем лице: «Кто разбил вазу? – Вова», но никогда не произносят: «Я разбил». Или дело в глубинных комплексах? Возможно, и то, и другое. Однако инфантилизм и комплексы в данном контексте имеют особую природу.
Посмотрите, что получается. Даже люди, зрелые в некоторых аспектах и не демонстрирующие наличия личных комплексов, отождествляя себя с Россией, не способны принять на себя ответственность. Они не разделяют в сознании Россию как культурно-историческое явление и РФ как политическую реальность, порожденную геополитическим взрывом 91-го года, который многие считают «геополитической катастрофой». Но это не единственная причина. Их гражданское чувство еще очень незрело. Назвав себя «патриотами», они не могут адекватно видеть происходящее вокруг. Так же, как человек не видит своего лица без зеркала. Отождествляясь с народом, они не научились разотождествляться. Мир, который кажется им враждебным, они видят вполне ясно, но понять свое место в нем не могут. Это приводит к проявлениям детской похвальбы, заносчивости и порой агрессивности. В обществе всегда есть люди с таким детским восприятием политических событий.
Иногда можно было бы порадоваться за пробуждающееся гражданское чувство, даже если оно наивно, но радоваться не получается. Общество, похоже, лишено зрелых людей, способных объективно оценивать реальность своего положения. Это серьезный симптом, предвещающий множество неприятностей, в том числе и самые тяжелые. Подслеповатый обалдуй с неуравновешенной психикой и ядерной дубинкой вынуждает окружающих искать смирительную рубашку.